Хорошая техническая подготовка, отличное знание психологии - вот два главных слагаемых успеха телефонных мошенников. Несмотря на то, что, как говорится, из каждого утюга звучит информация о различных уловках любителей легкой наживы, люди продолжают попадаться к ним на удочку. Так, только в октябре в отделы полиции обратился 41 пострадавший северянин, из них 11 - жители областного центра. В общей сложности мошенникам удалось заполучить нечестным путем более миллиона рублей.

- Подобные сообщения мы получаем практически ежедневно, - рассказал на брифинге врио заместителя начальника полиции по охране общественного порядка регионального УМВД Альберт Попов. - Наиболее распространенной схемой обмана в последнее время является так называемая блокировка банковской карты. Ее суть не нова: якобы от сервисных служб банка на мобильный телефон абонента поступает СМС-сообщение о том, что карта заблокирована или с нее ошибочно списаны денежные средства. Ниже указывается номер телефона для справок. Человек перезванивает, и «сотрудник банка» просит назвать реквизиты карты и присылаемые потом на мобильный телефон пароли. Затем мошенник входит в онлайн-банк и перечисляет деньги на нужный ему счет. Если у жертвы не подключен мобильный банк, мошенник просит дойти до банкомата и проделать те же самые операции.

Например, мурманчанка получила СМС, что действие ее карты приостановлено. Подробную информацию можно получить по телефону 8-800-555... Женщина позвонила, продиктовала реквизиты карты и паспортные данные. Также собеседник потребовал удалить все сообщения о движении денежных средств. На следующий день при проверке баланса счета пенсионерка узнала, что с карты были списаны 100 тысяч рублей. Другая женщина выполнила инструкции злоумышленника и через банкомат перевела на счет «сервисной службы» 189 тысяч рублей.

- Подобные дела достаточно сложно расследовать. Как правило, СМС приходят с номеров операторов, зарегистрированных в других регионах, - продолжил Альберт Николаевич. - Поэтому лучшим способом борьбы с подобным видом мошенничества является профилактика. Хотя сами пострадавшие признают, что знали о подобных схемах, но во время получения СМС поддались на уловки мошенников.

- Сообщения о псевдо-блокировке карты приходят с обычных номеров операторов сотовой связи, в то время как информация от банка рассылается с короткого номера, - присоединился к разговору начальник службы безопасности Сбербанка Михаил Гнатюк. - Уже по самому тексту можно понять, СМС поступило от мошенников или нет. Сначала в сообщении банка идет код карты, потом - последние цифры ее номера, затем информация об операции, сумма, дата и оставшиеся на счету средства. Также необходимо помнить, что сотрудники банка никогда не просят о проведении операций по телефону, всегда приглашают прийти в отделение. Еще момент. Даже если карта блокируется, деньги клиента остаются нетронутыми, ведь карта - это всего лишь инструмент, средства хранятся на счете. Поэтому если вы получили сообщение, в достоверности которого сомневаетесь, не звоните по указанному номеру. В случае когда злоумышленники сами вам позвонили, прекратите разговор, обратитесь в отделение банка и выясните, что происходит с вашей картой на самом деле.

Большинство обратившихся в полицию северян получили СМС с номеров, начинающихся с +447. Это даже не другой регион России, а судя по информации поисковой системы, такие цифры могут быть началом номера на Украине, в Чехии и даже в Туркменистане. Также в правоохранительные органы поступает информация от людей, не поддавшихся на уловки мошенников, но желающих назвать телефоны, с которых им пришли сообщения. Все эти сведения пригодятся в расследовании.

Наряду с этим полицейские продолжают проводить профилактическую работу. Участковые и сотрудники ППС распространяют брошюры, как не попасть на уловки злоумышленников, посещают северян дома, где рассказывают об этом, особенно пожилым людям. В мурманских троллейбусах вновь запустили видеоролики с соответствующей информацией.

Екатерина АНДРЕЕВА