Это было своеобразное признание со стороны железнодорожников возросшего значения северной окраины государства. По определению из Технического железнодорожного словаря 1941 года издания, курьерские поезда предназначались «для более быстрой связи между важнейшими с народнохозяйственной точки зрения пунктами страны», сообщает телеканал ТВ-21.

Курьерских поездов в стране было немного. Все они (каждый на своем направлении) имели номера от 1 до 4. «Полярная стрела» Ленинград - Мурманск ходила под номером 3/4. Поезда с таким статусом совмещали в себе скорость и комфорт. Чтобы сократить время в пути, они делали минимальное число остановок и шли с максимальной доступной скоростью, впрочем по нынешним временам довольно небольшой - средняя по стране 60-65 километров в час.

Из Ленинграда состав отправлялся в 23 часа 10 минут. В Мурманск прибывал через сутки с лишним в 1 час 20 минут. На следующее утро уходил в обратном направлении. Появление на Мурманском направлении курьерского поезда было событием для всей дороги. 

- Снаружи вагоны выкрашены свежей ярко-зеленой краской. Весь состав электрифицирован, вагоны убраны новыми коврами и занавесками. В поезде есть библиотека, два новых мягких вагона. Все надписи в поезде сделаны на двух языках — финском и русском, - удивляла своих читателей газета «Красная Карелия».

«Полярная стрела» ходила до войны. Вновь курьерский запустили в 1950-х, но уже до Москвы и он не был именным. А еще через десятилетие курьерские ушли в историю. Им на смену пришли фирменные. «Арктика» ходила до Москвы. «Полярный» до Ленинграда. А имя «Полярная стрела» уже совсем недавно, в 2004 году, досталось поезду Москва - Лабытнанги.