Одиннадцатый рейс Арктического плавучего университета на научно-экспедиционном судне «Профессор Молчанов» стартовал из Архангельска 22 июня. Участники экспедиции будут проводить исследования в Баренцевом море и на Шпицбергене, пишет Kn51.

20 дней в северных широтах

«Арктический плавучий университет» - инновационный проект, объединяющий науку и образование арктических территорий для сохранения арктической среды, а также обеспечения устойчивого развития региона для будущих поколений. Организаторами выступают Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Как отметили в САФУ, экспедиция организована при поддержке компании «Норникель».

Экспедиция уже стала традиционной. Ее цель - получение новых знаний о состоянии и изменениях в экосистеме прибрежных территорий архипелага Новая Земля, подготовка молодых специалистов, а также развитие научно-образовательного сотрудничества со странами Арктического Совета в рамках экспедиционной деятельности высокоширотной Арктики. В проекте участвуют ведущие ученые страны. Студенты различных вузов учатся здесь работать в арктических полевых условиях. Для них также предусмотрен большой курс лекций.

- Этот рейс курируется министерством науки и высшего образования РФ. Мы идем на архипелаг Шпицберген. Наша основная цель - работа в Баренцевом море, на акватории и прибрежной территории Шпицбергена. Рейс продлится 20 дней - до 11 июля, - рассказал ТАСС руководитель экспедиции, проректор по международному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Константин Зайков.

Использовать опыт Шпицбергена

«Профессор Молчанов» подойдет к Шпицбергену с востока и направится в Ис-фьорд, где расположены крупные населенные пункты архипелага, в том числе российские поселки Баренцбург и Пирамида. Затем судно пойдет на север в поселок Ню-Олесунн.  В Ню-Олесунне расположены исследовательские станции разных стран: Южной Кореи, Италии, Польши, Великобритании, Германии, Франции, Китая и других. Основная цель там - познакомиться с работой оператора поселка, который обеспечивает существование арктического наукограда.

- Мы планируем пообщаться с представителями компании Kings Bay AS (оператором поселка), чтобы они рассказали, как устроен этот арктический наукоград, - пояснил собеседник агентства.

Компания предоставляет площадку, обеспечивает поселок всем необходимым: транспортная инфраструктура, водоснабжение, электричество и так далее. Опыт норвежской компании можно использовать в российской высокоширотной Арктике.

- Норвежский опыт полезен не только для того, чтобы диверсифицировать российскую деятельность на Шпицбергене, но и чтобы развивать научно-исследовательскую деятельность в нашем секторе Арктики, - отметил Зайков. В перспективе эти наработки можно внедрить на архипелаге Земля Франца-Иосифа - это такой близнец Шпицбергена и там нам нужен нормальный исследовательский наукоград.

Участники из 11 стран

В экспедиции АПУ-2019 участвует 58 человек из 11 стран: Россия, Швейцария, Германия, Южная Корея, Китай, Румыния, Франция, Норвегия, Великобритания, Туркменистан и Кыргызстан.

Самая большая группа представляет университеты Швейцарии - 10 студентов и преподавателей. Они будут исследовать микропластик.

Из Китая в экспедиции участвует восемь человек: студенты Пекинского нефтяного университета, университета Синьхуа - одного из ведущих вузов Китая. Историки из Германии будут изучать историко-культурное наследие Шпицбергена, как и их коллеги из Волгоградского государственного университета. Ученые из Южной Кореи в ходе рейса исследуют видовое разнообразие планктона в Баренцевом море.

По пути на Шпицберген участникам экспедиции предстоит большая работа по изучению водных масс Баренцева моря.

Исследования микропластика

Одна из ключевых задач рейса, по словам Константина Зайкова, это изучение микропластика, продолжение тех работ, которые проводились учеными плавучего университета в российской части Баренцева моря, Белом и Карском морях.

Как он рассказал, исследование микропластика - работа очень кропотливая.
- В воду бросается сеть-манта, она похожа на ската. Через ее очень мелкую сетку при малой скорости фильтруется очень много воды, собираются частицы. Затем большая рутинная работа ведется на судне, - говорит ученый.

- Нужно сидеть над микроскопом, огромное количество частиц отсеивать, предположительно определив, имеют ли они искусственное происхождение: пластик или не пластик. Потом этот мусор сортируется по типам.
Следующий этап проводится уже в лаборатории на берегу. После того как определяется вид мусора, можно предположить его источник.

- Если мы видим, что в основном это пластик из промысловой сети, то, оказывается, вылавливая рыбу, мы наносим вред тем, что пластиковые сети оставляют свои частицы, потому что сети рвутся, могут срываться во время шторма. Более чем за полувековое траление такими сетями морю соответственно нанесен ущерб. Это один из примеров, возможно, там другие виды пластика присутствуют и доминируют, например, это может быть пластик, который связан с городскими агломерациями и речными стоками, которые выносят эти все загрязнения в Мировой океан, - сказал Константин Зайков.