Сегодня на борту теплохода "Кронштадт" собрались представители правительства РФ, губернаторы арктических регионов, делегаты из партнерских компаний и эксперты. Обсуждались вопросы развития Северного морского пути, инвестиций в Арктическую зону, круглогодичной навигации, создания международной контейнерной линии, инфраструктурного девелопмента проектов, обеспечения безопасности судоходства в Арктике и другие актуальные темы.

Нынче, когда Россия председательствует в международном Арктическом совете, проблемам безопасности, эффективности работы и комфорта жизни людей в Арктике уделяется особое внимание. 

Открыл конференцию глава корпорации "Росатом" Алексей Лихачев. Он озвучил приветствие от президента РФ Владимира Путина. Красной нитью в нем проходит мысль, что для успешного развития Арктики необходимы консолидация и деловое партнерство:

"Сегодня, для обсуждения широкого круга актуальных вопросов, связанных с освоением Арктики, ее богатейших природных ресурсов, реализации крупных инвестиционных проектов ваш форум собрал в Санкт-Петербурге представителей органов власти, делового и экспертного сообщества, средств массовой информации из России и многих других государств. Уверен, что только сообща мы можем превратить Арктический регион в пространство мира, сотрудничества и взаимного доверия", - отмечено в послании главы государства.

По мнению Алексея Лихачева, сегодня стоит конкретная задача изменить Арктику, изменить планету. Планов в этом направлении громадье. Стоит только напомнить, что грузооборот в Арктике в последние годы значительно вырос, а впереди новые рубежи. Если во времена СССР перевалка грузов по высокоширотным трассам достигала лишь 7 миллионов тонн в год, то к 2024 году объем грузопотока должен увеличиться до 80 миллионов. А к 2030 году Северный морской путь должен превратиться в современный международный логистический коридор. Причем, достигнуть этого предполагается в тесном сотрудничестве с иностранными партнерами.

- В это мероприятие мы хотим вовлечь представителей всех стран, которым это интересно, - подчеркнул Алексей Лихачев. - У нас не существует экономических или политических ограничений. Мы готовы принять всех, кто к этому сотрудничеству готов. Добро пожаловать на борт!

Немаловажно, что сегодня Арктика - в центре внимания федерального правительства России. По словам вице-премьера правительства РФ Юрия Трутнева, вся российская Арктика стала особой экономической зоной. Все, кто готов инвестировать в развитие своего бизнеса на арктической территории не менее миллиона рублей, могут твердо рассчитывать на пакет государственных преференций. 

- Сегодня преференциальными режимами арктической зоны воспользовались уже 128 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 300 млрд рублей, - подчеркнул Юрий Петрович. - Причем, надо отметить, что динамика новых заявлений достаточно высокая.

С особым интересом встретили участники конференции доклад губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Глава региона отметил, что не случайно Мурманская область официально объявлена территорией опережающего развития - «Столицей Арктики». Ведь 39 процентов всех инвестиций в арктическую зону приходятся именно на эту территорию.

- Вся наша область - это полностью арктическая территория, - напомнил Андрей Владимирович. - Именно у нас находится главный оператор по ледовой проводке судов – предприятие «Атомфлот», а также самый большой по численности щит России – Северный флот, который обеспечивает глобальную стабильность в мире и защиту арктических границ нашей страны. Самый главный плюс региона в том, что именно здесь расположен крупнейший за Полярным кругом незамерзающий порт, способный обеспечить круглогодичную перевалку грузов. Наш порт - это прямой выход в Мировой океан, и его глубины позволяют нам его активно развивать без каких-то дополнительных инвестиций. Сегодня по грузообороту мы занимаем 5 место в стране, несмотря на трудности последнего времени, связанные с пандемией.

Как отметил мурманский губернатор, сегодня в деле развития Арктики совершается мощный рывок, который способствует конкурентоспособности наших регионов на международном уровне. 

- Важнейший для нас проект сегодня - это то, что в дополнение к существующим мощностям, активно ведется строительство на западном берегу Кольского залива, - сообщил он. - Принципиально важно, что сегодня проект «Мурманский транспортный узел» является одним из ключевых в стратегии развития Арктики, которая утверждена президентом нашей страны в конце 2020 года. Первый груз со строящегося торгового порта «Лавна» будет обеспечен в 2023 году. Также на западном берегу будет построен нефтеналивной терминал. Для этого создается береговая инфраструктура, включающая в себя железнодорожную ветку, энергетические мощности. Есть далеко идущие планы и по газификации региона, тут особый акцент сделан на строительстве терминала по переработке сжиженного природного газа. В рамках этого направления компания НОВАТЭК перевела из Норвегии перевалку СПГ на территорию Мурманской области. Кроме того, сегодня с компанией «Газпромнефтьшельф», мы отрабатываем строительство единой базы берегового обеспечения шельфовых проектов.

С особым внимание отнеслись участники конференции к разработке социальных вопросов в деле развития столь важного для страны региона.

«Как создать здесь комфортные условия для проживания северян?» - этот вопрос был поставлен во главу угла. Мурманск никогда не станет городом для вахтовиков, это - миф, подчеркнул глава региона. Здесь все делается для того, чтобы жителям Заполярья было тепло, уютно и комфортно жить.

Фото Игоря Громова.

- Несмотря на тяжелый год, невзирая на пандемию, цифры тут говорят сами за себя, - напомнил Андрей Чибис. - Только в 2020 году новые проекты, благодаря арктическим льготам, обеспечили нам более 190 миллиардов рублей инвестиций. И целый набор инвестиций направлен именно в социальную сферу. Уточню, прежде всего, в модернизацию здравоохранения, в благоустройство и в улучшение качества образования. Хочется сказать спасибо компаниям "Росатом", "Новатек", нашим стратегическим партнерам, которые не только реализуют проекты на нашей территории, но и активно вкладываются в создание другого качества жизни для тех людей, которые живут в Арктике. Один из главных для нас проектов, который реализуется сегодня, - это изменение качества городской среды, проект редевелопмента недействующего сегодня судоремонтного завода, трансформации его в культурно-деловой центр на берегу Кольского залива. Там для всех мурманчан и гостей города знаковым место является, кстати, музей - первый в мире атомный ледокол "Ленин", вокруг которого теперь расположится культурно-деловое пространство. Такого проект нет ни в одной арктической стране. Причем, это не просто идея, витающая в воздухе: запуск реализации проекта с 22 года согласован с министерством Дальнего Востока и Арктики.

На сегодняшней конференции Северный морской путь не раз называли "Новым шелковым путем". Напомним, Великий шёлковый путь - это караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. Он сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов, а кроме того служил проводником распространения новейших технологий и инноваций, в том числе в искусстве.

В своем выступлении на Дне Арктики бывший мурманчанин, а ныне глава Дирекции СМП Вячеслав Рукша подчеркнул, что "неважно, какая погода будет в Арктике, но вот "шелковый путь" точно будет!" Судя по энтузиазму, с которым участники-партнеры встретили эти слова, верится: будет.

Бизнес и романтика