В ходе первого этапа заводских ходовых испытаний, начавшихся 29 августа, проверены уникальные характеристики новейшего ледокола «Илья Муромец», построенного для Военно-морского флота. Об этом сообщается на официальном сайте Минобороны РФ.
Испытания проводились в акватории Финского залива и Балтийского моря экипажем ледокола под командованием капитана Глеба Рутковского и сдаточной командой предприятия «Адмиралтейские верфи».
«Илья Муромец» выполнил программу скоростных и маневренных испытаний, была проверена работа всех систем и оборудования судна.
Для проверки характеристик судна в традиционную программу заводских ходовых испытаний были включены уникальные тесты. Так экипажем и сдаточной командой завода были проведены детальные испытания палубных средств - пяти шлюпок-катеров и плашкоута, которые штатно базируются на ледоколе. Каждое плавсредство было многократно спущено и проверено на воде. Плашкоут успешно продемонстрировал возможность швартовки к необорудованному участку берега.
Особым элементом программы испытаний ледокола стала проверка функционирования кранового оборудования. С целью проверки возможности работы в различных условиях осуществлялся спуск на воду шлюпки при помощи бортового кранового оборудования, а также постоянно изменялось расположение плавсредств и установленных на палубе контейнеров с оборудованием для борьбы с разливом нефти.
Экипаж «Ильи Муромца» также выполнил самый сложный элемент программы первого этапа - испытание на тяговое усилие.
Перед сдаточной командной ледокола стояла задача подойти к испытательному «стакану», подать буксирный конец лебедки, зацепиться за гак и, медленно отойдя вперед на удаление 960 метров, дать полный ход вперед. В этот момент с помощью соответствующих приборов должна была фиксироваться величина тягового усилия, которое развивает ледокол.
Это испытание ледокол прошел за отведенные два дня: один день отводился на тренировку экипажа, второй - непосредственно на процедуру замера. «Илья Муромец» показал усилие в 97 тонн, на 4 тонны превзойдя заданные характеристики.
Второй этап заводских ходовых испытаний ледокола «Илья Муромец» продлится до 10 сентября и будет проходить в полигонах Балтийского флота в акватории Балтийска.
Судно отработает якорную стоянку на глубине 82,5 метра при ветре более 17 метров в секунду, различные варианты захода и посадки вертолета на площадку ледокола.

Справочно:

«Илья Муромец» - однопалубное многофункциональное судно, предназначенное для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Судно обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля одновременно и будет использоваться для обеспечения деятельности Арктической группировки Военно-морского флота России. Ледокол проекта 21180 - судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой. Высокая маневренность ледокола обеспечивается полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Система управления судна имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Ледокол оснащен современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Основные тактико-технические характеристики судна: водоизмещение - 6 тысяч тонн; длина - 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта - 9,2 метра; осадка - 6,8 метров; автономность плавания - до 60 суток; дальность хода - до 9 тысяч миль; проходимость - ледовое поле толщиной до 1,5 метров; тип движителя - дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж - 35 человека.
Головной ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» стал первым ледоколом за 45 лет, строящимся в интересах Военно-морского флота России. До конца 2017 года, после проведения швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний ледокол войдет в состав Северного флота, где будет выполнять задачи обеспечения действий Арктической группировки ВМФ России. Ледокол «Илья Муромец» по своим характеристикам способен эффективно и самостоятельно выполнять ледовую проводку боевых кораблей и судов обеспечения ВМФ в арктической зоне, а также производить буксирное обеспечение. Ледокол «Илья Муромец» является многофункциональным судном водоизмещением 6 тыс. тонн. Церемония закладки ледокола состоялась на «Адмиралтейских верфях» 23 апреля 2015 года. В июне 2016 года ледокол был спущен на воду для производства достроечных работ, которые выполняются на плаву в акватории предприятия «Адмиралтейские верфи».
Читайте еще на сайте «Мурманского вестника»: Финны признали барк «Крузенштерн» боевым кораблем