Сегодня Мурманский морской рыбный порт отметил 85-летие. С юбилейной датой коллектив предприятия поздравил глава регионального парламента Сергей Дубовой.

— История порта — это во многом история Мурманской области, — отметил парламентарий. — Все эти годы вы шли рука об руку: без рыболовецких флотов не было бы сегодняшнего Мурманска, а без рыбного порта — не было бы промышленного рыболовства в Арктике.

Сергей Дубовой вручил представителям коллектива награды регионального парламента.

85 лет назад, 3 июня 1934 года, приказом по госрыбпромтресту «Мурманрыба» был образован Мурманский морской рыбный порт. Появлению базы для промыслового флота предшествовал долгий спор – где размещать рыболовецкие суда – в Мурманске, Архангельске или Иоканьге. Сторонники были у каждого варианта, но победила столица Заполярья. Отсюда было ближе к районам основным районам промысла, чем из Архангельска, транспортная доступность с материком была лучше, чем у Иоканьги. Ну и то, что Кольский залив не замерзает на зиму, оказалось одним из основных аргументов. В 1926 году в дно у Варничного мыса забили сваи первых причалов, а в 1927 году первая очередь порта уже была введена строй. А в 1934 году Мурманская база тралфлота и прилегающая береговая инфраструктура были выделены в единый комплекс – Мурманский морской рыбный порт.

1926 год. Рабочие забили у Варничного мыса первые сваи причалов

Порт выполнял сразу несколько задач – выгрузка и хранение рыбы с траулеров, снабжение судов топливом (в том числе, в море), льдом и солью, электричеством и паровой энергией, контроль за выполнением требований Регистра к промысловым и транспортным судам. Параллельно продолжалось активное строительство – склады и холодильник, тепловая и электрическая станции, прокладка железнодорожных путей. Рыбаки ставили рекорды вылова, портовики – рекорды выгрузки.

И тут грянула Великая Отечественная война. Порт и под налётами вражеской авиации продолжал свою ежедневную работу, но к ней прибавились борьба с пожарами, спасение тонущих у причала судов, строительство убежищ, восстановление причалов и оборудования. Участвовали портовики и в приемке союзных транспортов с грузами по ленд-лизу.

1942 год. Погрузка рыбы в первый рыбный эшелон для Ленинграда

Потом пришли мир и сложная восстановительная работа. А за ней последовали рост механизации порта, расширение его территории и новые рекорды. В 1966 году Мурманский морской рыбный порт был награждён орденом Ленина. Последовали и визиты высоких гостей – Фидель Кастро, Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин. Все считали своим долгом засвидетельствовать почтение рыбакам и портовикам.

1966 год. Вручение рыбному порту ордена Ленина. Награду принимает начальник порта Яков Бургутто.

В 70-х-80-х предприятие переживало расцвет: к Мурманску было приписано 2 000 судов, в год в порту обрабатывалось 2 миллиона тонн грузов, ежедневно из порта уходили 60 вагонов с рыбой. На трудовом фронте у причалов и в других подразделениях трудилось около 6 тысяч человек. Но пришла перестройка, свободный рынок и всё рухнуло…

1970-е годы. Докеры у борта траулера Борис Сафонов

Последние 20 лет порт, скорее, выживал, чем жил: грузооборот резко сократился, люди уходили, имущество распродавалось, инфраструктура постепенно приходила в негодность. Но портовики продолжали делать главное – принимать суда с рыбой, пусть её количество и упало в разы. В конце 2015 года Мурманский морской рыбный порт был приватизирован. Это вдохнуло в предприятие новую жизнь. За 3 года в ремонт и развитие инфраструктуры порта вложено свыше 0,6 млрд рублей (в том числе инвестиций в основной капитал – 304 млн).

За последние 9 лет госуправления в порт было инвестировано 70 млн.рублей. Приобретены новые электро- и автопогрузчики, портальный кран, реконструирован холодильник №3, ремонтируются подкрановые пути и прочая инфраструктура. Порт ожил. И самым ярким подтверждением этому стало повышение скорости обработки судов. Сегодня Мурманский морской рыбный порт – единственное предприятие в Заполярье, оказывающее полный комплекс услуг судам рыбопромыслового флота. Холодильный терминал ММРП – это 50 процентов холодильных мощностей на Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах.