МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. 1 августа в читальном зале центральной библиотеки поселка Никель собралось немало желающих узнать о том, как первоначально обучалось коренное население Кольского севера.

— Этот год стал юбилейным для трех школ, располагавшихся на нынешней территории Печенгского района:130 лет назад в Пазрецком погосте отцом Константином Щеколдиным, была открыта первая школа для лопарей на Кольском Севере, — открыла краеведческий час «Школы для лопарей» главный библиотекарь отдела краеведческой литературы ЦБ поселка Марина Сорокина.

Далее она познакомила никельчан с тем, как походили занятия в передвижной школе пазрецких лопарей: в зимнем погосте недалеко от озера Куч (ныне Куэтсъярви) и в летнем погосте у церкви Бориса и Глеба на реке Паз. Школа просуществовала 18 лет и содержалась на средства благотворителей, в том числе, благодаря щедрой поддержке обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева.
Первая попытка приспособить обучение к хозяйственной и промысловой деятельности и образу жизни саамов, оказалась вполне удачной.

— По обследованию на 1899 год грамотность саамов Пазрецкого погоста достигала уже 30% (для сравнения, общероссийский уровень грамотности - 28, 45%; в Кольском уезде - 36%; в саамских погостах - около 5%), — сообщила Марина Алексеевна.

Завершилась встреча интересным рассказом и демонстрацией видеороликов еще про две школы, которые были открыты на средства и при поддержке Трифоно-Печенгского монастыря. В Колонии Баркино (1893 год церковно-приходская школа для детей колонистов. В ней обучались дети детей колонистов Печенгской губы карелов и финнов) и школа в зимнем погосте Москва недалеко от Печенгского монастыря (1903 год, для детей лопарей Печенгского погоста), а также про школу Сонгельского погоста (1938 год), что находился в 150 верстах от Колы, ближе к границе с Финляндией.

Школа была открыта финским государством, преподавание велось на финском языке. Финское правительство было заинтересовано в образовании коренного населения в тесной связи с их традиционным жизненным укладом и стремилось сохранить многие архаические черты быта лопарей.
 С устройством школ у коренного населения Кольского полуострова настала новая эра.

В завершении мероприятия приуроченного ко Дню коренных народов мира, который по традиции ежегодно отмечается 9 августа, все желающие могли задать интересующие их вопросы.