Приближается к завершению период внешнего управления в Кандалакшском морском торговом порту. В середине апреля областной арбитражный суд будет решать его дальнейшую судьбу. Какова сейчас ситуация на предприятии? Можно сказать, что работа идет своим чередом, правда, не в полном объеме.

30 марта госкомиссия приняла установку по дроблению и сортировке угля на 9-м причале. Строившаяся в течение почти трех лет, она позволяет по своей производительности перерабатывать, доводя до экспортных кондиций, около миллиона тонн углей в год.

Минувшей зимой работа порта была весьма скромной и из-за недостатка грузов, и по причине нехватки тоннажа для его перевозки - судов усиленного ледового класса. С наступлением апреля проблема эта начинает разрешаться: на Севере появляется свободный тоннаж ММП. Как рассказал мне исполняющий обязанности генерального директора порта Александр Страшный, уже имеется договоренность с пароходством на поставку минимум трех судов в апреле. Одно из них под кокс и два - на погрузку антрацита, 260 тысяч тонн которого предложили отправить на экспорт до конца года столичные грузовладельцы. В апреле же порт ждет и первые в этом году иностранные суда. Они должны доставить груз анодной массы для Кандалакшского и Надвоицкого алюминиевых заводов. Ожидается в этом месяце и отгрузка на экспорт металлолома.

Продолжается переговорная "кампания" с грузовладельцами и судовладельцами о летней перевалке грузов. В частности, прорабатывается возможность отгрузки ковдорского железорудного концентрата на череповецкий комбинат "Северсталь" с перевалкой в Кандалакше на речные суда. Эти перевозки - при благоприятном исходе переговоров с Северным речным пароходством и "Волготанкером" - могут начаться уже в мае. Имеется возможность отгрузки оленегорского щебня на суда Севморпароходства для строительства перегрузочного комплекса в районе Варандея в интересах ЛУКОЙЛа.

Очень ждут здесь и решения вопроса о понижающих коэффициентах на перевозки железной дорогой кузбасских углей в северные порты. Федеральная энергетическая комиссия перенесла его обсуждение на апрель. А в июне через Кандалакшу пойдут грузы для Норильского комбината.

Вместе с тем портовиков тревожит неопределенность, которая может развеяться, скорее всего, только к маю. А именно: кто станет владельцем порта? Ведь от этого будет зависеть многое в дальнейшей судьбе предприятия и многих его работников. По некоторым прогнозам, люди могут лишиться своих мест в случае, если новые владельцы решат ограничить деятельность КМТП и сократить в связи с этим штаты.

Если же говорить о прогнозах благоприятных, то порт намерен продолжить намеченные программы развития. В нынешнем году, в частности, рассчитывают завершить установку новых створных знаков. Это позволит при проводке груженых судов перейти на приготовленные большие глубины фарватера - до 12 метров и откроет тем самым возможность круглосуточного движения для основной массы приходящих в Кандалакшу судов с осадкой до 9,8 метра. Им не придется терять время на ожидание полных приливных вод.

В случае прихода в порт хозяина-инвестора необходимо будет принимать меры в первую очередь к повышению грузоподъемности крановой техники. Продолжают здесь мечтать и об открытии своего нефтеналивного дела.

Пока же начало апреля ознаменовалось тем, что, во-первых, в порту начал действовать филиал Морской администрации Мурманского порта. Эта федеральная структура ведает всеми вопросами обеспечения безопасности мореплавания, а также морского и берегового надзора за порядками, установленными для портов и судов государством.

И второе. В связи с увеличением поступления грузов и судов с 1 апреля в КМТП и. о. гендиректора отменил действие своего приказа об ограничениях режима работы. Порт перешел на прежний, полный рабочий день.

Игорь ЧЕСНОКОВ, г. Кандалакша