Вчера губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов принял участие в заседании Госсовета РФ, посвященном совершенствованию механизма взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

Накануне губернатор подготовил свои предложения по поднятой проблеме, которые по своей идеологии совпали с точкой зрения Президента России Владимира Путина на пути разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Глава государства считает возможным передать часть полномочий непосредственно на места при условии, что задачи и функции каждого уровня власти будут соответствовать их имущественным, налоговым и иным возможностям. Это позволит свести количество территориальных подразделений федеральных органов власти к необходимому минимуму и повысить эффективность их работы.

На этой же проблеме остановился в своем выступлении на Госсовете и губернатор Мурманской области. Невозможно объяснить, почему функции регулирования трудовых отношений или занятости населения, проверку качества товаров и услуг, открытие охоты, рыбалки и выдачу любительских лицензий и многое другое должна выполнять непременно федеральная власть в лице своих территориальных органов, считает Юрий Евдокимов. В общей сложности на территории Мурманской области функционирует более 40 подобных структур, в которых занято свыше 4000 человек. Причем это без силовых структур и правоохранительных органов, целесообразность деятельности которых в регионах не оспаривается. Для сравнения: общая численность сотрудников областной исполнительной власти - 700 человек.

Губернатор обратил внимание на то, что значительная часть территориальных подразделений федеральных органов власти утратила свое региональное предназначение и функции. По мнению главы региона, это понимают и сами федеральные ведомства, иначе бы они лучше координировали их работу, более достойно оплачивали труд своих работников в регионах.

Было бы правильно, по мнению Юрия Евдокимова, передать на региональный уровень вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство, принять федеральные законы либо заключить соответствующие соглашения. Это решение как раз и позволило бы серьезно улучшить взаимодействие органов власти, добиться существенной оптимизации расходов на госаппарат, повысить персональную ответственность за положение дел на региональном и местном уровнях, то есть укрепить вертикаль власти.

Губернатор также высказал свое мнение о проблеме сужения компетенции регионов. В прозвучавшем на заседании Госсовета докладе рабочей группы, занимавшейся этим вопросом, было справедливо замечено, что федеральный законодатель, издавая новые законы, фактически неограниченно расширяет федеральную компетенцию. Примеров можно привести немало. В частности, для Мурманской области, имеющей протяженное побережье, все более актуальным становится взаимодействие с федеральными органами власти по рациональному использованию водных биоресурсов. Многое, что сделано совместными усилиями регионов и федерального правительства, - неэффективно. Как считает Юрий Евдокимов, типовое положение, утвержденное правительством, не в полной мере учитывает предложения с мест, специфику регионов, закрепляет право федеральных чиновников наделять квотами на вылов морских биологических ресурсов конкретных пользователей. Каковы последствия таких решений по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и региона? Рыбакам надо ездить в Москву и решать все проблемы там. Область не может использовать ресурсы даже прибрежного промысла для социального развития поморов и обновления флота. А жители, например, далекой Териберки, где веками ловили рыбу, вообще лишились этого права. Возникает вопрос - кто ответит за такое понимание и решение вопросов совместной компетенции? Люди даже не подозревают о существовании соответствующего федерального органа, а вопросы своего жизнеобеспечения задают главе региона.

По мнению губернатора Мурманской области, необходимо в неотложном порядке передать приморским субъектам Российской Федерации решение всех вопросов, связанных с использованием водных биоресурсов в прибрежной морской зоне.

Обсуждавшаяся на Госсовете тема актуальна еще и потому, что все имеющиеся недостатки взаимодействия особо болезненно проявляются в регионах Крайнего Севера, причем наиболее острые перекосы заметны в налоговой и бюджетной сферах, в межбюджетных отношениях. Реформа налогового законодательства, снижение налогового пресса, укрепление федерального бюджета необходимы, но почему это должно происходить непременно за счет регионов и проживающего здесь населения, задает вопрос губернатор. От всех нововведений совокупные выпадающие доходы бюджета области, дорожного фонда только за прошедшие 3 года составили 6,5 млрд. рублей (расходы консолидированного бюджета области (без ЗАТО) за прошлый год составили 14,0 млрд. рублей). Отсюда - налогово-бюджетный дисбаланс, четвертый год подряд немалый дефицит, непопулярное сокращение расходов, увеличение нагрузки на население, привлечение кредитов и займов и, как следствие, наращивание государственного долга. Бюджет области фактически полностью потерял направленность на развитие. По убеждению Юрия Евдокимова, все эти вопросы, находясь в сфере интересов и совместной компетенции федеральной и региональной власти, также требуют создания прозрачных механизмов взаимодействия и повышения ответственности за принимаемые решения и на высшем, а не только региональном уровне.

Многие проблемы северных территорий, их законодательного обеспечения подробно обсуждались недавно в Салехарде. Принятые там рекомендации Госсовета и поручения Президента, как надеется глава области, будут исполнены. Северные территории обретут наконец закон "О районировании...", который станет базой для регулирования жизни на Севере, переселения северян, в том числе и военнослужащих. Решение этих и других вопросов несомненно повысит эффективность использования ресурсного и производственного потенциала Севера, станет фактором создания достойных условий жизни населения. Юрий Евдокимов поддержал мнение рабочей группы об инвентаризации действующего законодательства в связи с рассматривавшимися на Госсовете проблемами, но одновременно попросил включить в этот процесс и законы, затрагивающие вопросы государственных гарантий и компенсаций для жителей территорий Крайнего Севера. Это необходимо для устранения существующих здесь пробелов, нестыковок и разночтений.

Федеральные органы власти, по мнению губернатора, концентрируя основные усилия на решении перспективных и принципиальных вопросов развития страны, должны активнее взаимодействовать с региональными структурами, видеть в них не только оппонентов или недобросовестных информаторов, а прежде всего активных сторонников и партнёров в достижении поставленных целей, даже если наше мнение не полностью совпадает с мнением центра. При таком понимании взаимодействия, считает Юрий Евдокимов, Правительство России будет реже запаздывать в решении главных проблем страны, нижестоящие органы власти будут нести ответственность за свои, а не за чужие ошибки, субъекты хозяйственной деятельности получат благоприятные условия для своего развития, население в конечном итоге не будет иметь новых лишений и различного рода неудобств.

Как подчеркнул губернатор Мурманской области, результатом новых, эффективных механизмов взаимодействия всех уровней власти станет конкурентоспособная страна и конкурентоспособные регионы.

Николай Сигин, пресс-секретарь губернатора М