- Вот уж мы переполошились, когда сирена завыла, катера начали по заливу сновать. Ведь какую махину здесь поставили: случись что, бед не оберешься. Ну а тренировка - дело, конечно, нужное.

Об этом нам рассказал моряк с небольшого рыболовецкого судна, ошвартованного у причала поселка Белокаменка. В это время там разворачивались крупномасштабные учения. Отрабатывались действия при возможной утечке нефти с танкера-гиганта с тем же, что и у поселка, названием, не так давно установленного в этом районе Кольского залива.

По поводу прихода в нашу область большой нефти есть два противоположных мнения. Конечно, это мощный стимул для привлечения инвестиций и развития экономики в целом. С другой стороны, понятны опасения природоохранных организаций и рядовых северян: ЧП при транспортировке или хранении "черного золота" может надолго превратить значительную часть Кольского полуострова в район экологического бедствия.

Отказаться от перспективы превратиться в один из нефтяных центров неразумно. А потому приложить все усилия, чтобы максимально обезопасить людей и хрупкую северную природу, - задача более чем важная. Для этого довольно часто проводятся учения по ликвидации последствий аварий на различных промышленных объектах.

Очередным из них стал нефтяной терминал "Белокаменка" - огромный танкер, вмещающий 360 тысяч тонн нефтепродуктов. Первый груз туда перекачали в феврале нынешнего года. За это время, по словам представителя компании-владельца, никаких нештатных ситуаций на судне не зафиксировано. Но ведь не зря говорят: береженого бог бережет. Поэтому решено было проверить готовность служб, призванных бороться с подобного рода происшествиями. А главной организацией в нашей области, вот уже 45 лет отвечающей за безопасность на воде, является Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление (МБАСУ).

- Такие учения мы проводим не реже одного раза в два года, - поведал генеральный директор управления Василий Коренев. - Отрабатываем способы ликвидации разливов опасных веществ, тушения пожаров в море, помощи судам, терпящим бедствие. К счастью, на практике с катастрофами иметь дело не приходилось, но забот хватает. Не так давно в Мотовском заливе село на мель судно "Мурманск", наши специалисты разгружали с него топливо - чтобы оно не попало в воду.

По сценарию нынешней тренировки масштабы ЧП были впечатляющие: предполагалось, что в залив вылилось 560 тонн нефти. Первое кольцо боновых заграждений не справилось с таким объемом, во втором кольце также произошел прорыв. И лишь установив третий круг бонов, "пятно" удалось локализовать. Для этого были задействованы около полусотни специалистов МБАСУ и экипажи восьми судов - четырех, принадлежащих спасателям, и четырех - компании МАСКО, которые доставляли собранную нефть в терминал рыбного порта. На это потребовалось в общей сложности пять часов.

За ходом учений наблюдала солидная комиссия. На борту танкера находились представители областной администрации и регионального управления по делам ГО и ЧС, представители мурманских предприятий - рыбного порта и морского пароходства и даже гости из московского офиса "Роснефти". По их оценке, учения прошли успешно, катастрофы удалось избежать. Спасатели действовали профессионально. Однако хочется надеяться, что применять на практике свой опыт им все же не придется.

Илья ЛЕОНИДОВ