В соответствии с правительственной программой модернизации налоговых органов идет быстрое реформирование самой технологии их работы. В ближайшее время должно уйти в прошлое море бумажной отчетности, бухгалтерам не нужно будет выстаивать очереди в инспекциях, улучшатся качество и скорость обработки предоставляемой информации.

Грядущие изменения столь значительны, что многие говорят о настоящем технологическом прорыве в системе налогового администрирования. О реорганизации этой системы в нашем регионе, о том, чего ждут от нее сами налоговики и к чему нужно приготовиться налогоплательщикам, мы беседуем с руководителем управления МНС России по Мурманской области Владимиром Москвиным.

- Владимир Михеевич, насколько я понимаю, реорганизация не коснется самих направлений вашей деятельности?

- Да, безусловно, все функции, которые у нас были, за нами сохранились. Более того, нам добавлена еще одна: теперь налоговые органы будут заниматься банкротством. Нам полностью передан бывший территориальный орган ФСФО. Отныне это структурное подразделение нашего управления - отдел обеспечения процедуры банкротства.

- Я знаю, что идут и другие структурные изменения...

- Вместо 14 инспекций у нас останется только 10. Принято решение о том, что самостоятельных инспекций не будет в Полярном, Полярных Зорях, Ковдоре и Снежногорске. До этого мы уже провели аналогичную реорганизацию в Терском районе, Ловозере, Ревде, Заозерске, Скалистом и Островном. Чтобы нам не уходить от налогоплательщиков, в этих населенных пунктах будут оборудованы рабочие места для наших сотрудников, созданы территориально обособленные подразделения инспекций.

- Чем обусловлено это сокращение?

- Дело в том, что с 1 сентября налоговые органы всей страны переходят на новый программный продукт. Только он сможет обеспечить должное качество нашей работы. Время диктует необходимость организовать ее таким образом, чтобы передача данных и их обработка шли в режиме реального времени. Одновременно улучшится и оперативность обратной связи с налогоплательщиками. Новый программный продукт многофункционален. Чтобы пользоваться им в полном объеме, численность сотрудников инспекции должна быть не менее 89 человек. Отсюда и необходимость в укрупнении.

- Если можно, расскажите подробнее о самом продукте.

- Между тем, что было, и тем, что будет, по скорости получения и обработки информации разница такая же, как между лошадью и самолетом. Сейчас большинство налогоплательщиков предоставляют нам отчетность на бумажных носителях. С осени она должна будет поступать к нам в электронном виде - по электронной почте или (это промежуточный вариант) на магнитных носителях, проще говоря, дискетах. Для этого у нас есть специализированный оператор связи, защищенные каналы передачи информации.

- О системе ЭОКС (электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи) мы неоднократно писали, рассказывали о ее преимуществах. Но раньше налогоплательщикам предлагали перейти на нее в добровольном порядке. С 1 сентября это станет обязательным?

- Мы не можем им приказать. Если кто-то продолжит предоставлять нам отчетность на бумаге, мы ее примем. Но страдать от этого будет сам налогоплательщик. У нас не будет возможности обработать его данные с такой же скоростью и качеством, как данные тех, кто предоставит их в электронном виде.

Налогоплательщики должны понять, что ситуация сильно меняется. Наступило время "Ч". Нужно настроиться на работу в новом режиме. Программный продукт им будет предоставлен бесплатно. Но есть еще и человеческий фактор. Бухгалтерам предприятий придется какое-то время привыкать к новой системе, научиться с ней работать, поменять сложившуюся практику.

- Есть ли у вас иные сложности с внедрением новых технологий, кроме необходимости преодолеть определенную инертность налогоплательщиков?

- Программный продукт четыре года проходил апробацию в Нижнем Новгороде и Волгограде. Она дала возможность устранить имевшиеся недоработки. Но все равно его внедрение с 1 сентября для нас тоже достаточно стремительно.

Знаете, есть два способа освоить новое: ввести его постепенно, после долгой и тщательной подготовки, или волевым решением, сразу. Правда, говорят, что второй метод как раз и является научным...

- Еще бы, а то у нас так до бесконечности и будут готовиться... Но вашей-то службе к быстрым переменам не привыкать?

- Это так. Наша налоговая система как таковая существует всего 14 лет. И за это время мы такое сделали в налоговом администрировании, что наши коллеги из западных стран только диву даются. Им на это потребовалось не одно десятилетие.

Но, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, замечу: сложностей с переходом на новую систему работы, конечно же, хватает. Во-первых, нашим специалистам необходимо научиться пользоваться новым программным продуктом. Переобучение должны пройти полторы тысячи сотрудников. И оно идет полным ходом. А это большие денежные затраты. Я уже не говорю о людях: им нужно и работать, и одновременно переучиваться. Это даже не простое повышение квалификации - это именно переобучение. Во-вторых, нужна современная техника. Сейчас мы ведем обновление нашего компьютерного парка и сетевого обеспечения. На это тоже нужны средства.

- Раз уж вы заговорили о деньгах: из каких источников идет финансирование этих нововведений?

- За счет федерального бюджета и средств области. Так распорядилось Правительство страны. Федеральное финансирование идет в полном объеме. Нам выдан программный продукт. На централизованные средства идет переобучение и - частично - замена компьютеров. Это самая большая часть затрат.

А вот создание глобальных сетей, оснащение средствами связи и частично обновление компьютерного парка согласно правительственной программе должны осуществляться на деньги региона. Нам необходимо 29 миллионов, но пока мы их не имеем. В областном бюджете они до сего дня не предусмотрены.

Но я надеюсь, что с помощью нашего губернатора, областных правительства и думы мы сможем решить и этот вопрос. Хочу подчеркнуть: эти деньги не пойдут нам на зарплату, премии или санаторные путевки. Мы имеем право потратить их только на модернизацию.

- И последний вопрос. Пользуясь случаем, не могу его не задать: как в этом году у нас в регионе обстоят дела со сбором налогов?

- Наполняемость областного бюджета за шесть месяцев составила 53 процента годового назначения. То есть мы идем с опережением, работаем изо всех сил для пополнения областной казны, местных бюджетов и, конечно же, федерального. Деньги надо собирать. Но чтобы они собирались еще лучше, нам как раз и нужен переход на новую систему налогового администрирования. Это должны понять и сами налогоплательщики.

Беседовал Игорь ЯГУПОВ.