Дерзкие путешественники стремятся на своем суденышке в арктические льды

Три надувных колбаски метрового диаметра, палуба из еловых досок, застеленная зеленоватой рыболовной сетью, крохотный моторчик да невысокие мачты - вот и все суденышко. Стоит себе у причала - не поверишь, что на таком можно даже из залива выйти. А этот хрупкий с виду кораблик прошел больше десятка морей, повидал льды Арктики и суровые шторма. На тримаране «Русь» пятеро смельчаков из города Иваново вышли в кругосветную трансарктическую экспедицию. Правда, за одну навигацию на весь маршрут замахнуться экипаж не рискнул, поэтому поход разбили на три части. Сейчас проходят его второй этап, в рамках которого «Русь» на днях пришвартовалась в Мурманске.

- Думаете, непрочное судно? Да вы что! В Полинезии все такие делают! Мы тамошний проект полностью повторили. Все ручками, ручками, без единого гвоздя. Надежный корабль! - убеждает нас Олег Волынкин, руководитель экспедиции. Олег парусными походами увлекся десять лет назад. В обычной жизни он руководит ивановской телефонной сетью, но ухитряется по три-четыре месяца в году отдавать морю. Его коллеги по экспедиции - народ яркий. Капитан Александр Леванов - создатель «Руси», собственными руками собрал суденышко. Колоритный боцман Николай Давидовский, похожий в своей линялой тельняшке на морского волка, в миру - альпинист, по характеру - экстремал. А такого второго шкипера поискать надо! Евгений Кузмин, бортинженер, по основной профессии - компьютерщик. Он на тримаране наладил спутниковую связь: экипаж с помощью ноутбука в реальном времени получает сводку погоды и со штабом в Иваново держит круглосуточный контакт. Навигационное оборудование у «русичей», кстати, суперсовременное, иначе в арктические походы под парусами и соваться нечего. Ну а самый необычный член команды - механик Альберт Базлов. Этому бодрому загорелому человеку 72 года! Провел всю жизнь на Тикси, работал на полярных станциях. Поэтому и теперь без ледяных просторов себя не представляет. Город Иваново, прямо скажем,

не морской порт. Однако именно там родилась идея рискованной историко-географической экспедиции «Путь Ориона», посвященной 90-летию открытия Севморпути. Название ей дало экваториальное созвездие Орион, которое двигается относительно Земли с востока на запад. Вот и ивановские мореплаватели с востока на запад обходят моря. Пока, правда, под самим Орионом плыть им не доводилось, до экватора надеются добраться в будущем. Тогда и встретятся со своим небесным патроном.

- Мы каждый день мечтаем, как увидим его над головами! - восклицает загорелый боцман.

За прошлый год «русичам» удалось преодолеть семь морей. Стартовав из Анадыря в середине июля, в октябре они закончили путь в Архангельске. А оттуда по рекам - домой. В июле этого года экипаж стартовал из Архангельска и отправился дальше по намеченному маршруту. Проведя несколько дней в Мурманске, «Русь» пойдет на Шпицберген, потом на Землю Франца-Иосифа. Посетят ивановцы и Новую Землю. Ну а закончится «Путь Ориона» следующим летом - тогда «Русь» пойдет к берегам Исландии, Гренландии и на Аляску.

Северные моря неласковы. Случалось азартным путешественникам терпеть бедствия, когда ломались мачты, рвались тросы, лопались надувные колбаски-понтоны. Помощь оказывали полярники с дрейфующих станций, а однажды и экипаж ледокола «Вайгач». Еще один постоянный помощник «Руси» - штаб морских операций Мурманского морского пароходства. Сейчас навстречу участникам экспедиции пошел и наш рыбный порт, не взявший с них платы за швартовку и обслуживание судна.

- Наши походы - не столько авантюра, сколько четко продуманные путешествия. С одним авантюризмом идти в море - самоубийство, - говорит Волынкин.

- Здесь нужен трезвый расчет. Готовиться к экспедиции мы начинаем, едва закончится предыдущая. С сентября по июль - горячая работа. Разработка маршрута, подготовка судна. А в июле нас ждет море.

По материалам экспедиций ивановцы издали не одну книгу, снимают и документальные фильмы, с которыми не раз успешно выступали на фестивалях любительского видео. Члены экипажа «Руси» настаивают: это не туризм. Их маршруты всегда связаны с историческими местами, морями и землями, знаковыми для российского флота и науки. Потому и стремятся в том числе на Шпицберген:

- Эти земли были нашими, к ним стремились наши исследователи. Их целью были не героизм или приключения, а собирание русских земель. Мы хотим напомнить об этом - потому и идем по их маршрутам, - объясняет капитан.

Штормов, льдов и соли пятеро смелых хватили сполна. Но признаются: на север их все равно тянет неумолимо.

- На севере чистые льды, взгляды и чувства, - объясняет Олег Волынкин. - Когда идешь во льдах, все дурное в душе просто вымерзает. Там подлости места нет - иначе гибель! Если это поймешь, поможет сама природа. Да и не надо пытаться ее покорять - она вечна, она сильнее нас. Не покорять, а любить надо - тогда будешь счастливым.

Татьяна БРИЦКАЯ.