Грядет бархатный сезон. Немало северян любят проводить свой отпуск в южных широтах именно в этот период. С каждым годом увеличивается число граждан, отдающих предпочтение зарубежным курортам. Для тех, кто собирается совершить путешествие впервые, неизменным остается вопрос: как не ошибиться с выбором турфирмы?

На этот и другие вопросы корреспонденту «Вестника» ответила завсектором межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономразвития правительства области Марина КОВТУН.

- Марина Васильевна, казалось, что вступившие с первого июня в действие поправки к закону об организации туристической деятельности предъявляют жесткие требования компаниям, работающим на этом рынке. Но, как мы видим, сомнительные конторы и конторки, предлагающие отдых за рубежом, как работали, так и работают...

- Во-первых, граждане должны понимать, что этот закон регламентирует деятельность лишь компаний-операторов, которые создают туры: подписывают договоры с гостиницами, железнодорожными и авиаперевозчиками, экскурсионными бюро, страховщиками... В отношении таких компаний-операторов государство и выдвинуло жесткие требования по финансовым гарантиям. Продажей путевок и отправкой людей к месту отдыха туроператоры могут заниматься самостоятельно или же через посредников в лице турагентств. Деятельность турфирм теперь не лицензируется. Их работа регламентируется лишь правилами, утвержденными постановлением российского правительства. Поэтому человек, который приходит в турагентство, должен поинтересоваться, числится ли в Едином федеральном реестре оператор, чьи туры продает агентство.

- Даже если операторы и агенты работают в рамках закона, сервис, как правило, в каждой фирме разный. По каким критериям лучше всего выбирать компанию?

- Перед тем как отправиться в отпуск, лучше всего спросить у своих знакомых, в какие турфирмы они обращались, куда ездили, где жили, какие у них остались впечатления. Если вам приглянулась компания, попытайтесь узнать, давно ли она работает. Воспользуйтесь Интернетом, зайдите на туристические сайты и посмотрите отзывы людей о работе тех или иных агентств и операторов. Проведя таким образом мониторинг, можете смело идти в офис понравившейся фирмы. При этом следует знать - чем выше сервис, тем дороже тур. И если вам предлагают пятизвездочный отель по невероятно низкой цене - это должно насторожить.

- Да, но есть ведь и горящие туры, которые привлекательны своей низкой ценой?

- Остерегайтесь горящих путевок. Как показывает практика, именно во время таких путешествий происходят с людьми разные непредвиденные ситуации, омрачающие отпуск. Поэтому всегда стоит помнить - дешевый отдых не принесет ничего хорошего. Но если вы готовы рискнуть, то будьте готовы - вместо заявленного бизнес-класса вы можете полететь в «экономе» или же вас поселят не в том номере гостиницы, на который вы рассчитывали, что также негативно скажется на вашем отдыхе. Поэтому в турфирму лучше обращаться заранее, чтобы ее менеджеры могли в нормальном штатном режиме подготовить вас к отправке за рубеж.

- Как регулируются отношения между клиентом и турфирмой?

- Самый главный документ, регулирующий ваши отношения с турфирмой, - договор. Только согласно ему можно потом предъявить претензии. Ко мне как-то приходили люди с жалобой на одну недобросовестную компанию. Они заплатили деньги, но поездка не состоялась. Возвращать обратно деньги фирма не торопилась. Когда я попросила «потерпевших» показать договор, они мне предъявили лишь корешок от приходного ордера. Увы, в такой ситуации призвать фирму к ответу невозможно. Правовая культура некоторых граждан оставляет желать лучшего. А ведь в таком деле, как отдых за границей, дружеских отношений быть не может. Любое слово менеджера компании должно быть закреплено документально. При чтении договора особое внимание нужно обратить на пункты, в которых прописаны права и обязанности сторон. Не стесняйтесь задавать менеджеру любые вопросы. Например, напитки иногда не включаются в питание и платить за них вам придется отдельно.

Или, допустим, вы поехали с маленьким ребенком отдыхать в Египет, а в ресторане гостиницы, где вам придется жить, не варят каш. Может получиться так, что при обилии еды вам нечем будет накормить малыша.

Иногда люди жалуются, что им не удалось как следует отдохнуть из-за возникших проблем со здоровьем. Нужно осознавать, что летом в южных странах может стоять сорокаградусная жара. Если у отдыхающего есть какие-нибудь хронические болезни, то турфирма никакой ответственности за ухудшение состояния не несет.

- О чем еще необходимо знать, отправляясь за рубеж?

- Очень важно знать таможенные правила. Что можно везти с собой, а что нельзя. Знание местных законов и обычаев также не будет лишним. Если вы будете щеголять в топике и шортиках по улицам городов Арабских Эмиратов, то местные жители могут воспринять ваше поведение как оскорбление, и вас могут оштрафовать.

- Какие документы необходимо брать с собой в поездку?

- Помимо билета на самолет турфирма должна предоставить вам ваучер и страховой полис. Брать с собой договор нет смысла, так как он действует лишь на территории нашей страны. А вот ваучер - документ международный. В нем указывается, в какой город направляется клиент, в какой гостинице у него забронирован номер и сколько времени он планирует пробыть за рубежом. Заграничный паспорт человек оформляет самостоятельно. Фирма вправе отказать в предоставлении услуг, если срок действия вашего паспорта истекает через месяц или вы забыли вклеить в него фотографию ребенка. Так что об этом тоже нужно позаботиться заранее. Кстати, отправляясь в поездку, обязательно сделайте ксерокопию загранпаспорта. В любой стране есть

люди, готовые поживиться содержимым вашей сумочки. По ксерокопии восстановить украденные документы будет проще. В страховом полисе обязательно должно быть прописано, на какой случай вы застрахованы, какие виды медицинских услуг подлежат страхованию, какие нет. Если что-нибудь произойдет, вы должны обязательно связаться по телефону со страховой компанией. Тогда она сможет оперативно вести ваши дела. Постарайтесь собрать все необходимые документы, подтверждающие, что вы обращались за медицинской помощью: чеки, квитанции и даже фотографии.

- Допустим, во время отдыха были сплошные накладки. Может клиент обратиться в турфирму за компенсацией?

- Следует изложить письменно свои претензии и отнести их в офис турфирмы. Через месяц обязательно должен прийти ответ. Если он не удовлетворил, смело обращайтесь в Роспотребнадзор.

Правда, бывают ситуации, в которых туроператор не в состоянии что-либо сделать. Например, отмена рейса из-за нелетной погоды. Правда, и здесь к вам могут отнестись по-разному: у одних компаний предусмотрено бесплатное питание во время задержки самолета, у других - нет. Хотите, чтобы ваш отдых стал полноценным, отнеситесь к поездке серьезно.

Игорь АРИСТОВ.