В областном художественном музее открылась экспозиций «Храмы Беломорья». Впервые картины мурманских художников, посвященные уникальным памятникам деревянного зодчества - Свято-Никольской церкви в Ковде и Успенской церкви в Варзуге, сошлись в одном зале.

Эти полотна хорошо знакомы ценителям живописи по разнообразным авторским выставкам и альбомам. Из постоянной экспозиции музея взята эпическая картина Виталия Бубенцова «Ночи Беломорья»: свечкой высится Свято-Никольский храм в окружении рыбацких домиков, раскинувшихся на побережье.

- Такой, с высоты птичьего полета, я Ковду не видел, но почувствовал, - делится автор. - Это собирательный образ поморской жизни. Когда писал картину, вспоминал иконы храма Николы - простые, мужественные лики святых, так напоминающие лица рыбаков, которые после долгих скитаний по морю возвращались в родное село. И первое, что видели они, - храм, маяк духовный...

Огромные валуны, которые, кажется, сейчас вывалятся за рамки картины, тяжелые желто-зеленые воды, голые мощные сопки... Домишки, прилепившиеся там и сям среди этого торжества первозданной природы, не сразу и разглядишь. Церковь, синеющая на заднем плане полотна, хрупкая, тоненькая, нездешняя. Это Ковда художника Лапина.

Оранж, разлитый в воде и в небе, - стремительно несущиеся облака пробуждающегося мира, средоточие которого - колоколенка и сруб Никольской церкви. Такова рассветная Ковда Владимира Кумашова. Картина пронзительной ясности и притягательности мистической. А вот кумашовская же Ковда в праздник. Белые платки и красные юбки баб, яркие рубахи мужиков, огибающих желтый сруб церкви, - веселое настроение русского лубка...

Столь же разнообразен взгляд живописцев на Варзугу. У каждого она своя и все же везде узнаваема, подлинна.

Классическое, пожалуй, произведение из серии «Храмы Беломорья» - «Ковда» Николая Морозова. Лаконичность этого полотна, выполненного пастозными мазками, поражает. Крепко сбитый белый церковный сруб, уводящая вдаль серая дорога, яркая зелень - проста и убедительна поэзия жизни на родной земле. Верится, что храм построен на века - такой он основательный, добротный...

Задумывалась выставка «Храмы Беломорья» как первый шаг одноименного проекта, который предполагает запечатлеть именно современное состояние духовного поморского наследия.

- Мы планировали показать зарисовки и этюды, которые мурманские художники написали бы на выезде, с натуры, - рассказывает Светлана Водопьянова, заведующая экспозиционным отделом музея. - Увы, пленэр так и не состоялся из-за отсутствия финансирования. Надо сказать, пленэров как таковых у нас не было очень долго. Все картины, которые представлены здесь, - это плод самостоятельных творческих поездок художников. А ведь сейчас организовать масштабную поездку живописцев не так уж и трудно - деньги на это можно получить благодаря целевым программам. Было бы намерение самих художников! Мы надеемся, что выставка «Храмы Беломорья» не останется единственной, что она готовит нас к встрече с новыми художественными работами, встрече с обновленными храмами. Потребность в ней у жителей нашего края большая... И у живописцев потенциал большой. Это я поняла, пообщавшись с Анастасией Березой, кисти которой на выставке принадлежат три работы из серии «Соловки». Самые «молодые» по дате написания. Это результат пленэра, организованного Архангельским союзом художников и Соловецким музеем-заповедником в 2005 году За 10 дней, проведенных тогда на Соловках, художница написала 25 картин - по 2-3 в день!

- Я по натуре спринтер, - объясняет девушка. - Поэтому и пишу пастелью - она позволяет сразу выразить охватившее тебя настроение. Когда оно уходит, я над картиной не работаю, поэтому написание одного полотна занимает у меня не больше трех часов.

Тем не менее работы Березы не производят впечатление поспешности. Каждая - особое состояние мира, запечатленное с легкостью вдоха. Словно фейерверк - изображение Спасо-Преображенского собора: желто-зеленый взрыв трав, за которыми высятся башенки храма, охваченные синим небесным сиянием. Таким, неожиданно выросшим из-за горы, показался он художнице, когда она шла от рыбацкого поселка. Другая картина в оранжево-фасных тонах - фрагмент стены Соловецкого монастыря с башней - вечер в стиле пейзажей французских импрессионистов. Третья - вид Соловков с пристани в хмурый, промозглый день...

Когда Анастасия выставила серию «Соловки» в художественной школе, где работает, все ее ученики как один захотели побывать в этих заповедных краях. Художница и сама каждый год теперь отдыхает на знаменитых островах - очаровавшее место не отпускает. Правда, уже без мольберта - в индивидуальную поездку трудно взять с собой все необходимое для работы...

По итогам проекта «Храмы Беломорья» в 2010 году планируется выпустить объемный альбом работ мурманских художников. Организаторы проекта очень надеются, что в нем появятся и новые, пока еще не написанные полотна. А полюбоваться картинами конца прошлого века мурманчане могут в областном художественном музее до 21 сентября.

Жанна СОКОЛОВА.