Жители Кольского Заполярья не раз слышали о проводимой в стране административной реформе. Специалистам в сфере государственного строительства этот термин понятен. Но проводимым реформам порой не хватает должного информационного сопровождения, которое было бы рассчитано на простого человека и четко, понятно растолковывало те или иные замысловатые положения. Чем же данная реформа обернется для обычного гражданина, в чем ее суть? Разобраться в этом помог заместитель руководителя областного департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Александр ЯМЩИКОВ.

- Кратко административную реформу можно определить как комплекс мероприятий по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Собственно говоря, итогами реформы должны стать, с одной стороны, четкая регламентация деятельности исполнительных органов власти по предоставлению государственных услуг населению, а с другой - повышение уровня исполнительской дисциплины и ответственности чиновников.

- Повышение ответственности чиновников - дело, конечно, хорошее, а будет ли реформа способствовать решению социальных проблем?

- Хочу подчеркнуть, что административная реформа направлена в первую очередь на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения. Цели проведения административной реформы в Мурманской области в 2006 - 2008 годах определены региональной целевой программой. Среди них - повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства исполнительных органов власти в экономическую деятельность, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач: стандартизация услуг и регламентация функций исполнительных органов государственной власти области, оптимизация их функционирования и внедрение принципов и процедур управления по результатам. Программа предусматривает и разработку механизмов противодействия коррупции в органах власти, а также модернизацию системы информационного обеспечения властных структур.

- Каким образом сейчас идет реализация реформы в нашем регионе?

- Началась работа по составлению регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), составлению паспортов функций. Регламент предоставления государственных услуг - это комплекс документов и действий, которые направлены на удовлетворение получателя данных услуг и повышение ответственности чиновника, их предоставляющего.

- Много ли регламентов уже разработано? Кто отслеживает этот процесс?

- В соответствии с распоряжением регионального правительства создана рабочая группа по рассмотрению и согласованию регламентов, которая является рабочим органом комиссии по проведению административной реформы в Мурманской области. Состоялось уже 5 заседаний, рассмотрено 26 проектов административных регламентов. Регламент департамента экономического развития по предоставлению государственной услуги «Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей» утвержден постановлением правительства области в мае 2007 года. Еще 2 проекта регламентов вынесены на рассмотрение рабочей группы. Возвращены на доработку 23 проекта.

- А почему так много возвращено? Каковы причины?

- Основные недостатки проектов - это описание регламентации административных процессов и процедур по принципу «как есть», без улучшения условий предоставления услуг. Если конкретнее - без упрощения административных процедур, без сокращения сроков их исполнения. В отклоненных проектах не всегда административные процедуры увязаны с конкретными должностными лицами. Зачастую в регламентах отсутствуют типовые формы документов (заявлений, жалоб и т. п.).

Необходимо вводить четкие критерии действий государственных и муниципальных служащих. Важное требование - персональная ответственность должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Ответственность эта обязательно должна быть закреплена в регламенте.

- Не повлечет ли за собой данная регламентация увеличения бюрократической волокиты, например, при оформлении документов?

- Реформа должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля, сокращению административных ограничений для лицензируемых видов деятельности, упрощению административных процедур. Как раз речь идет об уменьшении количества документов, предоставляемых гражданами и организациями для получения государственной услуги, применении новых форм документов, устраняющих необходимость многократного предоставления идентичной информации. К мерам, позволяющим избавиться от волокиты, относится снижение количества взаимодействий между гражданами (организациями) и должностными лицами государственных органов, в том числе за счет перехода к межведомственным согласованиям при предоставлении госуслуги. Это мудреное выражение чаще заменяют более, простым и понятным - принцип «одного окна».

Например, областной комитет по труду и социальному развитию уже планирует эксперимент по организации клиентской службы в органах социальной защиты населения в режиме «одного окна» на пилотных площадках в Мурманске, Североморске и Печенгском районе. Сразу же дам разъяснение. Принцип «одного окна» - это когда человек, обратившийся в государственный орган за получением услуги, не будет бегать по ряду инстанций, а решит вопрос в одном учреждении.

- Станет ли в результате реформы легче бороться с нерадивыми чиновниками?

- Разработан типовой регламент досудебного обжалования в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, который одобрен комиссией по проведению административной реформы. Его проект, в частности, содержит следующие принципиальные положения: право граждан и организаций направлять индивидуальные и коллективные жалобы, право обжаловать отказ в принятии и рассмотрении обращения, возможность разрешения спора в специальном коллегиальном органе, обязательность указания конкретной мотивировки отказа в принятии и рассмотрении обращения (жалобы). Наконец, установление персональной ответственности руководителя органа власти за организацию рассмотрения и разрешения жалоб.

- А как выглядит проведение административной реформы в нашей области в сравнении с другими регионами?

- Наша работа по продвижению административной реформы выглядит вполне достойно среди субъектов Российской Федерации. Так, заявка правительства Мурманской области решением федеральной конкурсной комиссии вошла в число победителей. В заявке от нашего региона представлено четыре проекта, на реализацию двух из них выделены средства федерального бюджета. А именно - на мероприятия по совершенствованию порядка установления платы за предоставление государственных услуг исполнительными органами власти и подведомственными им организациями по проекту департамента законопроектной деятельности; на создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.