- Где тут окна выдают? - деловитым тоном поинтересовалась сухонькая старушка, заходя в отделение социальной защиты населения.

- Что-что? - оторопели сотрудники.

- Говорят, вы тут бесплатно одно окно ставите. Запишите меня. Мне на кухне окно надо заменить.

Этот курьезный случай произошел в одном из окружных отделений социальной защиты областного центра. Нельзя сказать, что бабулька обратилась совсем не по адресу. В отделениях социальной защиты окна, конечно, не ставят. Ни бесплатно, ни за деньги. Но с 16 июля в трех округах города начался эксперимент: работает «единое социальное окно».

Многие из нас не понаслышке знают, какое это хлопотное и муторное дело - собирание справок. Принимают население те, кто эти справки выдает, так же, как и мы, в рабочее время, причем не каждый день. Нужно отпрашиваться, вызывая недовольство начальства, и нервничать в очередях под дверьми кабинетов, то и дело бросая взгляд на часы. А потом может оказаться, что где-то вам что-то не так оформили, и приходится идти разбираться. Но если бы украшенные печатями бумажки надо было собирать один раз и навсегда, это было бы еще полбеды. А то ведь статус социального льготника нужно периодически подтверждать, и люди снова и снова вынуждены ходить по одним и тем же кабинетам. В общем, в походе за справками мы теряем массу времени и нервных клеток.

Система «единого окна» позволяет максимально упростить процесс.

- Все меры соцподдержки граждане должны получать в одном месте, - считает консультант отдела разработки социальных программ и автоматизации областного комитета по труду и социальному развитию Людмила Калмыкова. - Получателям социальных выплат понадобится пройти собеседование только со специалистом, который будет занят исключительно приемом документов, заполнить одно заявление, даже если человеку полагается несколько различных видов выплат, и приложить один пакет подтверждающих документов. Сейчас на согласовании в правительстве области находится проект постановления «О проведении эксперимента в Мурманской области по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в режиме «одного окна», который будет вынесен на очередное заседание правительства.

Люди часто жалуются на предвзятое отношение к ним со стороны сотрудников соцслужб. Новый принцип работы, по словам Калмыковой, позволит полностью исключить субъективный фактор, превратив работу с документами в своеобразный конвейер, где каждый сотрудник отвечает за конкретный участок деятельности.

Кроме того, будут созданы единый социальный регистр по учету незащищенных граждан и картотека, где на каждое домохозяйство заведут личное дело, в котором учтут все социальные выплаты и льготы, получаемые членами семьи. Эти меры не только увеличат скорость работы с документами, но и сведут к минимуму возможность злоупотреблений.

- Социальные службы Мурманска уже сейчас в виде эксперимента начали работать в режиме «одного окна», - рассказывает Людмила Александровна. - Раньше они принимали посетителей только два раза в неделю, да еще и строго в отведенные часы. Сейчас люди могут обращаться к специалистам четыре дня в неделю в течение всего рабочего времени. В дальнейшем планируется применять скользящий график, включив в него субботу, и довести время приема до 19 часов. Нужно определить также, сколько специалистов потребуется при определенном графике приема, чтобы посетителям не приходилось проводить в очереди больше 15 минут. Важно также правильно подобрать персонал, работающий на приеме заявлений. Это очень сложная работа, требующая доброжелательного отношения к людям, спокойствия и терпения. Не каждому она по плечу.

Для налаживания службы «одного окна» на сегодняшний день комитет уже заключил соглашения об обмене информацией с областным управлением занятости населения и с отделением Пенсионного фонда РФ по Мурманской области. К примеру, по правилам граждане должны информировать соцслужбы о выезде за пределы региона на постоянное место жительства, но не все это делают. Поэтому соцработники вынуждены обращаться в паспортно-визовую службу за списками выбывших.

А в дальнейшем планируется создание базы таких данных, которая значительно упростит весь процесс. Также изменится сотрудничество и с отделами ЗАГС, другими службами.

Много говорили и писали о том, что в нашей стране мало чего, начиная с жилья и заканчивая транспортом, приспособлено для инвалидов. Та же ситуация, как это ни абсурдно, и в отделениях социальной защиты. Нет ни подъездных путей, ни пандусов, ни туалетов для посетителей, ни достаточно удобных мест для ожидания и общения с сотрудниками. Поэтому, чтобы работа в режиме «одного окна» стала эффективной, предстоит организовать так называемое клиентское место. Все это проводится в рамках региональной целевой программы «Проведение административной реформы в Мурманской области на 2006-2008 гг.».

- Создание клиентских служб мы планируем начать с января, - продолжает Людмила Калмыкова. - Новая модель будет внедряться в Мурманске на базе Октябрьского окружного отдела управления соцзащиты населения, в поселке Никель Печенгского района и Североморске. Конечно, такие масштабные изменения потребуют не только времени, но и материальных затрат. Деньги выделяются конкретно на проведение административной реформы, но ни в коем случае не из средств, предназначенных для помощи социально незащищенным гражданам.

Итак, эксперимент начался, остается надеяться, что население оценит его по достоинству.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.