На крохотных листках бумаги каждый может написать заветное желание. Или рассказать о том, за что он благодарен судьбе. Потом спрятать эту записку в небольшую жестянку, стоящую на столике. Художница Пи-пар де Бургос обещает, что, как только вернется из Мурманска в Лулео, нарисует и вышьет то, о чем мечтают ее зрители. И все сбудется.

На днях в областном художественном музее открылись Дни шведской культуры. Первым их эпизодом стало знакомство с творческой группой, которую возглавляет Пилар. Она родом из Мексики, где живет средневековое поверье о чудодейственных «молитвенных картинах». Если, мол, изобразить то, чего просишь у Бога, желание исполнится намного быстрей. В Мурманск художница привезла композицию, посвященную этой традиции, трогательной и странной. На круглых пяльцах - машинка, домик, коза, ягненок, сердце - нехитрые желания, которые человек доверчиво высказывает, по-детски веря: чудо непременно случится.

Пилар и ее друзья, группа художников из Лулео, твердо верят в чудеса и приключения. Путешествие в Мурманск для них - не просто поездка, но открытие новой страны, от которой ждешь неожиданностей и радостных сюрпризов. Недаром символом их выставки стала установленная в центре зала огромная ладья - корабль викингов работы Карлоса Сеговии. На деле это двухметровая скамья, присев на которую каждый может почувствовать себя смелым путешественником, искателем новых земель.

- Почему она такая большая? Чтобы в пути не чувствовать себя одиноким. В дорогу нужно обязательно пригласить самого надежного друга, и на твоем корабле для него должно быть приготовлено место, - объясняет де Бургос.

Российские зрители не привыкли, что экспонаты можно трогать руками, а уж тем более сидеть на них. Но на открытии шведской выставки освоились быстро - желающие представить себя легендарными скандинавами выстроились в очередь. По соседству расположился еще один «утилитарный» экспонат - пара табуреточек, составленных из... контейнеров для яиц. Сами яйца выглядывали из прорезей по бокам, надежно упакованные в серый картон. Называется забавная композиция «Высиживание». Автор, Аня Перссон, придумала ее, когда они с мужем размышляли, не пора ли завести детей.

- На этих табуреточках мужчина и женщина могут посидеть и подумать, способны ли они стать хорошими родителями, - улыбается Аня.

Кстати, ее маленькая дочь Агнесса вместе с двухлетней Паулиной, дочерью Пилар, тоже приехали в Мурманск. Озорной дух ремесла, волнующий хаос выставочных хлопот для девчонок - родная стихия, ведь обе растут в мастерской художника.

Аня Перссон кроме «яичной» композиции привезла в Россию работы совсем иного настроя. Скульптурный объект «Одиночество» посвящен ее покойному мужу - одному из членов творческой группы. Деревянные качели, чашка кофе, льняные волокна, как застывшие дождевые струи, - заброшенность, грусть, обреченность. Жизнь, потерявшая вкус. Хозяин оставил дом, и здесь теперь вечное ненастье.

- Аня делала эти инсталляции, когда овдовела, - говорит Пилар. - Для нее искусство - словно иллюстрации к собственной жизни, она не жалеет себя, рассказывая все без остатка.

Фотограф Эрик Хольмстедт в работе тоже стремится буквально передать зрителю собственный опыт. Его цикл «Уже не мой дом» - это снимки заброшенных домиков родного городка Майна. Когда-то здесь добывали руду, потом производство закрыли, и Майн стал потихоньку умирать. Аккуратные коттеджи на снимках кажутся обитаемыми - и только толстый снежный ковер без единой тропинки, без единого следа говорит: жизнь оставляет эти места.

Для Эрика искусство сродни публицистике. Он стремится зафиксировать события, скупо, почти без эмоций. Это вовсе не художественная фотография, скорее фотоотчет, аскетичная хроника. И снимки «работают» на зрителя не по отдельности, а вместе, аккордом. Нежилые дома, забытые дороги, утраченные воспоминания - мир тишины и вечного сна.

Товарищ Эрика, живописец Рикки Сандберг, тоже тяготеет к публицистике. Его декоративные композиции далеки от традиционной живописи. Элементы коллажа, инсталляции - здесь все перемешано, как в современном мире. Большие работы «Красная комната» и «Голубая комната» посвящены нынешним политическим событиям. Художник зашифровал в причудливых образах и американский курс, и гибель старой Европы, и растерянность человека, оказавшегося в новом холодном и жестоком мире.

Куда бежать из него? Ответ дает сама экспозиция, выстроенная как путешествие. Начав с молитвы и рождения новой жизни, проходишь через самые разные страницы бытия - и возвращаешься к истоку - морскому берегу, на котором ждет ладья викингов. В какие дальние страны привезет она, кто знает? Приключения, чудеса и открытия не замедлят. Все будет, как в детстве - если по-детски верить в волшебство и бесконечную жизнь.

Татьяна БРИЦКАЯ.