То, что считается модным, не всегда полезно. Один из подтверждающих это примеров - популярность отдельных профессий, престиж которых резко возрос с переходом нашего государства к рынку. В том, что такая мода была не вполне оправданна, сейчас убеждаются многие выпускники факультетов экономики и юриспруденции, отчаянно ищущие работу. В то же время наиболее востребованными оказались рабочие специальности, такие как строитель, водитель, сварщик, токарь и им подобные. Перекос в системе образования привел к тому, что практически во всех регионах страны, в том числе и в Кольском Заполярье, ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих. И в ближайшие годы радикальных изменений на рынке труда вряд ли стоит ожидать.

Поэтому руководство крупных предприятий, в первую очередь промышленных, сейчас ломает голову, откуда брать эти необходимые как воздух рабочие руки. Варианты используются разные. Кто-то пытается завозить персонал из соседних регионов или даже стран, другие стараются регулярно «пристраивать» своих работников на различные курсы; некоторые, что случается реже, ищут возможности прямого взаимодействия с вузами и ссузами, содействуя открытию обучения по нужным специальностям.

И вовсе немногие решают проблему своими силами. Среди таких исключений можно назвать ОАО «Мурманский морской торговый порт», где действует учебно-курсовой комбинат (УКК), занимающийся обучением, переподготовкой и повышением квалификации собственных рабочих кадров.

Впрочем, речь идет не о новой находке. Торговый порт (к слову, одно из старейших предприятий Мурманска и области, перешагнувшее уже 90-летний рубеж) создал собственную учебную базу еще в начале 1960-х. Курсовой комбинат расположился в здании общежития на улице Карла Либкнехта, первоначально в подвальном помещении, а затем, через несколько лет, занял часть первого этажа. С самого старта и по настоящее время образовательный процесс здесь находится на высоком уровне. Обучение проводится почти по шести десяткам специальностей, на что получены лицензии областного комитета по образованию. За год приобрести дополнительную профессию или повысить, свой уровень могут около 800 сотрудников при общей численности рабочего состава примерно 900 человек.

Руководство порта всегда уделяло учебе подчиненных пристальное внимание. В начале 80-х для комбината был приобретен и установлен, современнейший по тому времени крановый тренажер, уникальная разработка одного из советских научных институтов. Он позволял тщательно отрабатывать навыки погрузочно-разгрузочных работ, причем в совершенно безопасном режиме, чего нельзя было достичь за счет практики новичков на действующих кранах.

Однако время является влиятельным фактором и в учебйом процессе. Помещение УКК, уже лет 20 не знавшее капремонта, вызывало немало нареканий не только от самих портовиков, но и от надзорных органов, в частности пожарных. А стремительное развитие за последние десятилетие-два техники и технологий превратило казавшийся чудом инженерной мысли тренажер в малоприменимое, как музейный экспонат, устройство. Мурманский торговый порт обзавелся новыми кранами, погрузчиками и другими машинами, многие из которых - детища ведущих мировых производителей, таких как Volvo, Kalmar, Valmet, Komatsu и других, большей частью европейских. У новой техники совершенно иная «начинка», другие принципы управления, поэтому имеющийся советский тренажер, хотя и сослуживший за время использования добрую службу, оказался во многом бесполезным. Между тем обучать рабочих управляться с новой техникой - задача более чем насущная. В учебных заведениях подобных специалистов не готовят, так что роль собственного комбината в последнее время только возросла.

И вот буквально на днях сотрудники УКК, да, впрочем, и всего торгового порта, отметили радостное событие. После ремонта комбинат предстал в совершенно обновленном облике. За кратчайшие сроки (работы велись всего два месяца) здесь были заменены все коммуникации, окна и двери, появились подвесные потолки, новый линолеум, были завезены современные доски для учебных классов, мебель и многое другое. Появилось интерактивное оборудование, которое сейчас успешно используют ведущие вузы, - в частности, проектор и ноутбук для демонстрации графики, уже закуплены несколько компьютеров. Что ж, вычислительная техника становится неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности даже представителей сугубо рабочих специальностей.

- Сейчас наши «студенты» приходят к нам с огромным удовольствием, восхищаются новыми классами, - делится радостью начальник учебно-курсового комбината ОАО «ММТП» Николай Зайцев. - Этим ремонтом мы решили сразу несколько проблем. Это и комфорт персонала и приходящих к нам рабочих, и эффективность обучения, и соблюдение требований безопасности. Хотя сам по себе ремонт для предприятия не самоцель. Он был запланирован как одна из многочисленных социальных программ Мурманского торгового порта, в рамках которых обновляются различные объекты соцкультбыта. В порту уже отремонтированы и реконструированы столовая, спорткомплекс, турбаза, теперь пришла очередь и нашего комбината. Все это вкупе необходимо для нормальной работы предприятия, no-этому руководство тратит на подобные нужды немалые средства. Что вполне оправданно. Так, в соответствии с генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла у нас планируется строительство пункта разгрузки вагонов с использованием вагоноопрокидывателя. Это потребует задействовать многочисленный персонал, которого у нас пока нет. И готовить его мы будем своими силами.

На достигнутом портовики останавливаться не намерены. По словам Николая Зайцева, УКК планируется развивать и далее. В перспективе он должен превратиться в учебный центр, где смогут получать профессию и повышать квалификацию не только работники порта, но и представители других организаций города и даже области. Заявки от желающих уже есть. Благо опыта сотрудникам комбината не занимать. Уже освоены и применяются различные методики обучения, в том числе и подготовки кадров на местах, без отрыва от производства. Комбинат успешно сотрудничает с комитетом по образованию Мурманской области, Гостехнадзором и Ростехнадзором - многие профессии являются потенциально опасными, и участие надзорных органов в подготовке рабочих-специалистов выглядит нелишним. Кроме того, налажены тесные контакты с одним из учебно-производственных центров Октябрьской железной дороги, что еще больше расширяет спектр образовательных возможностей.

А пока обновленный учебно-курсовой комбинат уже посетила первая группа работников порта, и они смогли по достоинству оценить произошедшие изменения. На подходе - очередные слушатели, которым в дальнейшем предстоит осваивать современную технику и своим профессионализмом закреплять успехи предприятия.

Илья ЛЕОНИДОВ.