В конце июня областная дума приняла ряд законов о решении вопросов местного значения вновь образованных поселений и разграничении муниципального имущества почти по всем районам, за исключением Ловозерского. О том, как идет процесс этого разграничения, рассказал начальник отдела реформы местного самоуправления департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Владислав Гурылев.

Как пояснил Владислав Геннадьевич, прием-передача имущества должны проходить в течение трех недель после вступления соответствующего областного закона в силу. Однако в связи с местными особенностями, когда летом на Севере начинается период массовых отпусков, были небольшие отклонения от графика.

- Но в целом процесс все же идет нормально, и имущество передается, - заверил он. - Единственно, где дело замедлилось - в Кандалакше, в связи с небезызвестной ситуацией с бывшим главой муниципального образования. Сейчас назначена исполняющая обязанности главы, и все необходимые решения ею уже приняты.

Сам процесс передачи, по словам Гурылева, не представляет большой сложности. Сложным был период подготовки законопроектов. Именно тогда происходила сверка. В ходе проведенных инвентаризаций муниципалитеты нашли у себя "кучу имущества", при этом подчас удивляясь, что у них "оказывается, вот что еще есть". Перечни имущества, что очень важно, сразу формировались в том виде, в котором должны были войти в закон. Таким образом, подготовительный этап оказался важнее собственно приема-передачи. Этот процесс уже, как говорится, дело техники.

Работа по подготовке перечней имущества началась еще в феврале 2006 года. Почему вообще происходит передача имущества с муниципального уровня на поселенческий? В соответствии со 131-м законом поселениям должны быть переданы полномочия по решению некоторых вопросов местного значения. А вслед за полномочиями должно идти и имущество, необходимое для их реализации. Например, передали районы решение вопросов культуры - будьте добры и библиотеки, клубы и Дома культуры отдать. Теперь командовать ими будет поселение. Впрочем, не только командовать, а и содержать, что, понятно, главнее.

Разобраться со всем имущественным хозяйством было весьма непросто. Начать с того, что реестры имущества оказались где-то составлены только наполовину, а где-то их не было вовсе. Ведь до законодательного создания муниципальных образований в 1995 году происходили приватизации, передвижения воинских частей, упразднения, ликвидации предприятий, других хозяйствующих субъектов. Муниципалитеты получали имущество, жилой фонд. Порой процедура была упрощена до предела. Передаточные акты составлялись без всякой детализации. Что-то в них записали, что-то упустили - неважно. Подмахнули, и дело с концом!

Только с 1998 года введена государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом, и появился определенный порядок. Все, что делалось до этого времени, во многом делалось как бог на душу положит. Поэтому разобраться, какое имущество, кому и как передавать, было очень непросто.

- В июне 2007-го вышло постановление правительства о порядке приема-передачи имущества Российской Федерации субъектам и муниципалам. Мы его взяли за образец, - сказал Владислав Гурылев. - Изначально поставили себе цель осуществить пообъектную передачу, чтобы лишний раз провести инвентаризацию и увидеть, что же там есть.

Кстати, мой собеседник не раз подчеркнул, что перераспределение имущества осуществляется на основе взаимных договоренностей, с учетом мнения как районов, так и поселений. Где-то, как, например, в Печенгском районе, по поводу раздела возникали даже нешуточные споры. Поселения подозревали районные власти в том, что те норовят утаить что-то из имущества. Район, в свою очередь, хоть таить ничего и не думал, но не все, на что поселки претендовали, хотел отдавать.

Свои разногласия представители Печенгской районной администрации, Никеля и Заполярного пытались вынести на заседания думских комитетов, апеллируя к депутатам как к своего рода третейским судьям. Утихли страсти лишь после принятия закона.

По мнению Владислава Гурылева, эти споры стали проявлением истинного демократизма и действительного самоуправления. Вообще, признавая несовершенство 131-го закона, трудности с его реализацией, Владислав Геннадьевич все же считает его очень важным для страны. По существу, впервые в истории России власть настолько приближена к людям. Кроме того, населению предоставлены широкие возможности для самоорганизации. Очевидно, правда, что к этому у большинства из нас нет привычки, да ведь опыт - дело наживное.

Если подвести итоги, то в ходе разграничения имущества поселениям из районов передано 28 предприятий (учреждений) и 4007 объектов. Как отметил Гурылев, с этими приобретениями поселения получили еще и ответственность:

- Бремя содержания имущества - один из основных принципов гражданского права. Мало обладать, надо еще и содержать. Естественно, что на собственные доходы сделать этого поселения не смогут. В соответствии с законодательством будут созданы региональный и районные фонды поддержки. Не останется в стороне и федеральный бюджет.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ