- Учить? Нет, от такой ответственной миссии мы, пожалуй, воздержимся. По моему убеждению, современных детей учить ничему не надо - то, что им интересно, они осваивают с лету и сами. Мы свою задачу видим в том, чтобы дать ребятам некий вектор развития, направление, движение по которому приведет их к лучшему результату.

Александр Макаренков, известный московский бард и по совместительству председатель жюри мурманского фестиваля «Маленький фонарщик», - за полную свободу в творчестве. А как иначе - ведь речь идет о бардовской песне, а этот жанр всегда был очень независимым и самобытным. Макаренков и его коллеги Вячеслав Хрипко и Ольга Чикина приехали в Мурманск специально для того, чтобы послушать юных северян, которые принимали участие в традиционном заполярном смотре юных бардов. Нынешний «Фонарщик», организованный Дворцом культуры имени Кирова совместно с клубом бардовской песни «Пять Углов», стал уже шестым по счету. Впрочем, его история гораздо продолжительнее - это в статусе областного фестиваля он работает шестой год, а прежде довольно долго был городским. Так что успел обрасти традициями.

Одна из них - приглашение в жюри настоящих мэтров, тех, чьи имена в этой сфере являются уважаемыми у коллег. Александр Макаренков, который уже несколько раз был в жюри фестиваля, известен не только как бард, но и как писатель, журналист, художник. Он - автор рассказов и повестей, иллюстратор множества книг, ведущий творческих мастерских. Художницей «по совместительству» является и его коллега Ольга Чикина. А Вячеслав Хрипко знаменит тем, что первым стал использовать в авторской песне укулеле - маленькую четырехструнную гитару, знакомую нам по фильму «В джазе только девушки». Как раз на ней играла героиня Мэрилин Монро.

- То, что инструмент такой миниатюрный и изящный, - это его достоинство, - считает Александр Макаренков. - С ним удобно ездить на гастроли. А звучит он неплохо. Главное - что под него петь будешь. Для участников фестиваля прошел мастер-класс игры на этом необычном инструменте, и, я думаю, у многих к нему появится интерес. Сейчас вообще есть такая тенденция - использовать в бардовской песне самые нетривиальные инструменты, которые раньше считались экзотикой. Например, на одном из фестивалей на Алтае участники пели в сопровождении игила - тувинской «скрипки» и применяли горловое пение. Да и здесь, в Мурманске, среди призов был варган - один из древнейших музыкальных инструментов. Основы обращения с ним мы ребятам дали, ну а детали можно узнать в Интернете - сейчас именно так молодежь учится мастерству. Кстати, одного из участников прошлых лет я продолжаю обучать именно посредством Интернета. Вижу, что это дает свои плоды - есть рост, развитие. Хотелось бы, чтобы и с другими ребятами налаживались такие связи.

Сеть Сетью, а живое общение с мэтрами оказалось очень востребованным. Ребята - всего «Маленький фонарщик» собрал около восьмидесяти юных бардов со всей области - были рады получить рекомендации от старших наставников. Большим праздником для них, да и для всех поклонников этого жанра, стал и творческий вечер гостей смотра, на котором они и пели, и о своем творчестве рассказывали. Помимо напряженной работы - ведь посещение мастер-классов и прохождение серьезных испытаний отборочного тура довольно ответственный и непростой труд для начинающих - ребята успели также выступить на нескольких площадках. Они побывали с концертами в школе-интернате поселка Кильдинстрой и мурманской восьмой гимназии, а также в одном из мурманских детских садов. Ведь возраст участников начинался именно с детсадовского - самому маленькому барду было всего шесть лет.

Нынешние дети - народ серьезный. К подбору репертуара относятся очень дотошно. Тенденция последних лет, по мнению организаторов и членов жюри, это нежелание юных исполнять детские песенки. Жизнерадостные произведения о солнышке и школьной поре не вызывают восторга - ребята берутся за Высоцкого, Окуджаву, Визбора. Не обходят вниманием и остросоциальное творчество современных авторов.

- Дети измеряют нынешнюю жизнь мерками взрослых и очень рано берут на себя совершенно взрослую нагрузку, - говорит Александр Макаренков. - На одном из фестивалей, я помню, пятнадцатилетний парень пел «Майдан» - и как пел! Через себя пропускал, проживал эту непростую вещь.

На нынешнем «Маленьком фонарщике» тоже звучали и Высоцкий, и песни известного российского дуэта Георгий Васильев - Алексей Иващенко, других популярных авторов. Но Гран-при на этот раз решили никому не присуждать. Зато вручили приз зрительских симпатий - он достался Насте Наталюк. А дипломантов определили в нескольких номинациях: лучшие авторы, композиторы, ансамбли, исполнители. Так что, как видим, на фестивале прозвучало много и своей, авторской песни, написанной нашими юными земляками.

- С такой молодежью у бардовской песни есть будущее! - улыбается Макаренков. - Хоть и принято в последние годы ее хоронить и причитать, что она умерла. Но это вряд ли когда произойдет. Ведь бард - это состояние души, человек таким просто рождается. Это особая доверительная интонация, беседа со слушателем, это слова, которые сами ложатся на душу. Такой разговор всегда будет востребован.

Юлия МАКШЕЕВА