Претензии к водителям маршруток у всех на виду. У многих права неизвестного происхождения, города не знают, едва изъясняются на русском, устраивают гонки на маршрутах, чтобы больше заработать. Да и между собой плохо ладят. Драки за место под солнцем уже никого не удивляют. Если до стрельбы и поножовщины не доходит, уже хорошо... Однако в этой сфере грядут большие перемены.

В конце прошлого года Госдума в первом чтении приняла поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения», согласно которым гастарбайтеры могут лишиться права работать в России водителями пассажирского общественного транспорта. Индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам будет запрещено принимать на работу водителей, не являющихся гражданами России и не имеющими российского водительского удостоверения.

Авторами поправок выступили депутаты от партии ЛДПР. Если учесть крепнущее недовольство коренного населения ростом числа трудовых мигрантов, инициатива жириновцев падает на благодатную почву.

Однако не спешите радоваться. Допустим, в ближайшее время поправки лихо проскочат второе и третье чтения и закон вступит в законную силу. Тогда ведь придется закон исполнять, а это чревато плохо просчитанными последствиями.

Ну снимут завтра с питерских маршруток всех мигрантов - а кто пассажиров повезет? Оставшимися водителями из числа местных все маршруты не закрыть, придется кое-какие отменять, а на прочих увеличивать интервалы движения коммерческих автобусов. При недостатке социального транспорта реакцию горожан легко предугадать.

Задним числом можно предъявить претензии к руководителям коммерческих предприятий. Вспомним: когда осенью прошлого года несколько компаний-перевозчиков обратились в Межведомственную комиссию по вопросам увеличения квоты для иностранцев из южных республик бывшего Союза, им отказали на том основании, что они не исчерпали возможности для трудоустройства граждан РФ, а также Казахстана и Белоруссии. Перевозчики либо не участвовали в городских ярмарках вакансий, либо предлагали потенциальным водителям неоправданно низкую зарплату, на которую не находилось желающих. Также можно их упрекнуть в заинтересованности рулить дешевой рабочей силой, а часть прибыли уводить в тень.

Все это будет справедливо, но делу не поможет. Где взять лучших работников, если и у ГУП «Пассажиравтотранс» тот же хронический дефицит квалифицированных кадров при зарплате водителя 30 - 40 тысяч рублей. То есть дело не только в условиях работы, но и фактической нехватке водителей автобусов нужной категории.

На одном из обсуждений этой проблемы первый заместитель гендиректора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов огласил такие факты:

- Несколько лет тому назад в рамках нашей ассоциации перевозчиков пассажиров мы сделали запрос в управление ГИБДД и получили официальный ответ, что за три года - 2007 - 2009-й в Петербурге и Ленинградской области всего были подготовлены 1100 водителей категории «Д». А в 1970 годы, по докладу Главленавтотранса, подготавливали по 4 тысячи в год. Сегодня стоимость обучения водителя категории «Д» варьируется в пределах от 80 до 150 тысяч рублей. И даже если компания находит такие средства, то, получив специалиста, мы, по действующим требованиям, не имеем права его два года выпускать на линию, он еще должен набраться опыта.

Где такой опыт получить трудовому мигранту - большой вопрос. Тем более что через 11 месяцев он должен выехать из России с правом вернуться и снова устроиться на работу. Вряд ли такие правила способствуют его профессиональному росту. Так что идея заменить мигрантов-водителей на своих, отечественных, в принципе правильная.

Только как бы с принятием вышеназванных поправок телега не побежала впереди лошади. Одно дело естественное вытеснение одних другими путем создания соответствующих условий и подготовки кадров. Другое - тотальный одномоментный запрет, в результате которого можно получить транспортный коллапс с усилением криминализации этого сектора рынка. Нет сомнения, что, лишившись законного права нанимать мигрантов-водителей, перевозчики найдут обходные пути.

Эмма БЕЛЕНКОВА, газета «Санкт-Петербургские ведомости».