Потомственный устьцилем, кандидат психологических наук, преподаватель Антон Мельников три года назад впервые решил попробовать себя в автоспорте. Выиграв несколько крупных российских соревнований, он нашел в себе силы принять участие в самой сложной гонке современности - «Дакаре», которая проходит по территории Южной Америки. Преодолев 9 тысяч километров пути по пустыням Аргентины, Чили и Перу, Антон Мельников стал самым успешным российским дебютантом за всю историю «Дакара». В интервью газете «Молодежь Севера» автогонщик рассказал о том, как ему помог прийти в автоспорт ираельский «серпантин».

- В чемпионате России я начал выступать только в 2010 году. Ралли-рейды - это такой спорт, куда приходят, как правило, уже состоявшиеся люди. Я пришел в автоспорт благодаря ираельскому «серпантину». Моя родина - Усть-Цильма, хотя живу я в Москве. В 2008 году я затеял строительство нового дома, так как моему родовому дому 104 года, и жить там сложновато. Купил внедорожник и начал ездить в село своим ходом. Сначала с большим трудом проехал по «серпантину», назвав его «коми-трофи» (смеется). Потом понял, что хочется ехать быстрее и понадежнее, и начал усовершенствовать машину. Знаете ли, федеральные дороги с ямами по колено тоже не способствуют быстрой езде. Таким образом, на этот несчастный пикап, а его знают в республике (он камуфляжной окраски), я поставил спортивные амортизаторы, в результате чего «серпантин» проезжал быстрее всех. В 2009 году на этом подготовленном пикапе я как спортивный турист проехал «Шелковый путь» от Казани до Ашхабада. Посмотрел на этот спорт изнутри, мне захотелось в нем участвовать и в 2010 году я стартовал на первом этапе чемпионата России под Питером «Северный лес». За два года стал обладателем Кубка России, мастером спорта. В январе 2012 года проехал «Дакар», финишировал 17-м в абсолюте из 170 стартовавших в легковом зачете и стал самым успешным дебютантом за всю историю России в этом ралли.

- Для автогонщиков «Дакар» - это, наверное, предел мечтаний в спорте?

- «Дакар» - это как Олимпийские игры для автоспорта. Это все, к чему человек стремится. Есть Кубок мира, в котором я также участвую, но многие успешные гонщики, выступающие там, не могут осилить «Дакар», потому что это самая сложная, самая длинная двухнедельная гонка протяженностью 9 тысяч километров, которая занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Это очень большое испытание для психики, для человека и автомобиля. О «Дакаре» у нас, как правило, знают по выступлениям КамАЗов, но есть там и легковой зачет. За первые места борются всего десять грузовиков, остальные - это боевые технички, у них - другие цели и задачи: помогать на трассе пилотам легковых машин своих команд.

В этом году мой товарищ Леонид Новицкий первым из россиян занял третье место на легковом автомобиле. Там конкуренция высокая, выступает очень много машин, и ехать гораздо сложнее. Хотя опаснее всего выступать на мотоциклах и квадроциклах.

Не было еще ни одного «Дакара», чтобы там кто-то не погиб. К сожалению, в 2012 году тоже были жертвы: в самом начале погиб аргентинский мотогонщик Хорхе Мартинес Боэро.

- На чем вы выступали?

- Я ехал на внедорожнике Mitsubishi Pajero Triton в категории Super Production. Это французская модель. Поскольку команд, которые могут позволить соответствующий технический уровень обслуживания, в России практически нет, то меня обслуживала латвийская команда «RE Autoklubs», но ехал я, естественно, за Россию. Кстати, в этом году на «Дакаре» выступали российские ребята из G-Forse Motosport и заняли итоговое 16-е место. Сам я гонку этого года по ряду причин пропустил, но готовлюсь к «Дакару-2014».

- Как попасть на «Дакар» обычному человеку, который увлекается автоспортом?

- На «Дакар» попасть можно, но нужно помнить, что это очень тяжелое испытание. Только пять процентов новичков доезжают до финиша. А вообще, финишируют меньше половины стартовавших. Ну и, конечно, это очень затратное мероприятие. Для начала лучше поездить на чемпионате и Кубке России, Кубке мира, в гонках «Шелковый путь». Все можно в этой жизни, но нужно соразмерять свои желания и возможности.

- В Коми не так сильно развит автоспорт, хотя попытки провести крупные соревнования предпринимались не раз. В то же время в советские времена очень популярны были турниры по мотогонкам и спидвею. Вы бы не хотели со своим опытом организовать какие-нибудь соревнования, учитывая то, что у вас много друзей в мире автоспорта?

- Почему нет, возможно все. Например, этапы чемпионата России проходят не в столицах, а в Волгограде и Астрахани. Сыктывкар - не так далеко, можно приехать, если будет заинтересованность со стороны республиканских властей, отвечающих за спорт. И сам я с удовольствием поучаствую.

- Чем кроме автоспорта вы занимаетесь? Расскажите немного о себе.

- Я - потомственный устьцилем, старовер, так как все жители Усть-Цильмы - староверы, беспоповцы. Я в этом селе вырос, и меня здесь крестили. Я очень благодарен жизни и не хотел бы ничего в ней менять. Я объездил весь мир, чего только не видел, но с большим удовольствием всегда возвращаюсь в Усть-Цильму. Когда есть возможность и позволяет время, я езжу из Москвы на свою родину на автомобиле через Ухту и ираельский «серпантин», любуюсь природой. Когда заезжаешь в Коми, душа поет. Приходится внимательно следить за дорогой, чтобы не переехать зайца или не сбить куропатку.

Помимо того, что я мастер спорта, я кандидат психологических наук, писатель, преподаю в нескольких вузах, занимаюсь общественной работой в культурно-паломническом центре имени протопопа Аввакума. Мы воздвигли две часовни в Пустозерске, на месте гибели Аввакума (исчезнувший город в Ненецком автономном округе).

Мои друзья, которые впервые приезжают вместе со мной в республику, очарованы Печорой. Сейчас в Усть-Цильме строится гостиница с помощью республиканских властей, и мои друзья ждут, чтобы можно было останавливаться в комфортных условиях. За то, что власти Коми делают для развития туризма, я очень благодарен губернатору. С его приходом кардинально изменилось отношение к туризму, к исконным ремеслам, к фермерскому хозяйству, и я уверен, что у Коми - большое будущее не как у сырьевого придатка России, а как у туристической мекки. Тем более ехать недалеко. Что такое 13 часов на машине от Москвы до Сыктывкара? Для автомобилистов это вообще не расстояние.

Валентин ТИМЧЕНКО, газета «Молодежь Севера».