- Каждый год в последние майские выходные мы проводим слет авиамоделистов со всей области в нашем поселке, - пытаясь перекричать рев моторов, рассказывает руководитель сафоновского клуба авиамодельного спорта Андрей Баушев. - Сегодня здесь участвуют и модели с двигателем внутреннего сгорания, и с электрическим двигателем. Есть даже на телеуправлении - самые современные модели, внутри которых установлена видеокамера. Пилот может управлять таким самолетом, даже когда тот находится вне зоны видимости, просто глядя на экран.

Про такие модели пилоты шутят: «Это эконом-вариант для тех, кто не может позволить себе настоящий самолет». В некоторых моделях картинка со встроенной видеокамерой в кабине пилота воспроизводится в специальных очках, таким образом достигается полное ощущение нахождения за штурвалом.

Под восхищенные взгляды мальчишек Сергей Фомичев из Апатитов достал из машины свою модель. Размах крыльев этой «птицы» - больше двух метров. А вес - почти 8 килограммов.

- У больших мальчиков большие игрушки, - смеется Сергей. - Когда-то мне потребовался год, чтобы его собрать, а теперь и не вспомнить, сколько на его счету полетов.

Это одна из нечастых встреч авиамоделистов, что называется, для удовольствия. Требований нет ни к материалам, из которых сделаны модели, ни ко времени полета, ни к точности приземления. Все это в будущем: на чемпионате России в Подмосковье и Кубке мира в Днепропетровске. Там команда нашей области поборется за высокие места. Она пока остается одной из сильнейших в стране, хоть в регионе осталось всего три базы, продолжающие подготовку авиамоделистов, - Североморск, Мурмаши и Апатиты. Но даже там руководители действующих кружков сетуют на плохое развитие авиамодельного спорта.

- В нашем ЗАТО после закрытия секции в Североморске авиамоделизм остался только в Сафонове, - говорит Андрей Баушев. - И вообще, у школьников сегодня это не так популярно, как во времена нашего детства. Если в сентябре приходит человек 20-30, то к лету их только пятеро, правда, таких, для кого это увлечение на всю жизнь.

Вот и на этом слете в заявках значились только опытные мужчины. Хотя и слабому полу не чуждо это увлечение. Марина Крендюкова даже руководит кружком начального авиамоделирования в Мурмашах.

- Я сегодня только смотрю, у меня супруг летает, вон он, - едва успела сказать Марина, как шедший на посадку самолет рухнул на взлетную полосу. - Ну вот… Это упал, кажется, целый год работы.

Вот так, «в дрова», самолеты бьются нередко. В этот момент пилоты говорят о проделанной работе, но не о стоимости. А ведь это хобби не из дешевых. В среднем бюджетная модель стоит 1,5-2 тысячи рублей, другие могут обойтись в сотни тысяч, а бывает, что и за миллион перевалит. Одноклассник одного из заполярных авиамоделистов собрал модель стоимостью почти 4 миллиона (!) рублей. В этом случае шутка об эконом-варианте из-за невозможности купить настоящий самолет неуместна.

Что заставляет идти на такие траты, становится понятно, когда видишь абсолютно детский восторг в глазах взрослых мужчин, управляющих своей моделью.

- Когда в Орле проходил чемпионат России, все наши ребята полетали на настоящих планерах и самолетах, - вспоминает мастер спорта международного класса Николай Цыганков. - И знаете что? Авиамоделью управлять сложнее. Находясь на земле, нужно оценивать пространственное положение, скорость и направление ветра. А в планере «право-лево» и «вверх-вниз» - все понятно.

Будет ли у них возможность снова сесть за штурвал на следующих соревнованиях, станет известно скоро. Заполярные покорители неба соберутся в июле в поселке Мещерино Московской области, где пройдет чемпионат России по ракето- и авиамодельному спорту.

Фото: Лев Федосеев
Анна Твердова