По весне у Петербурга опять - в который уже раз! - обострились отношения с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Фонд приостановил финансирование ремонтной программы прошлого, 2012-го, года. Главная причина - опоздание: работы на нескольких десятках объектов не были завершены к концу 2012 года, доделывают сейчас. Кроме того, фонд инкриминирует городу отсутствие должной работы по кадастровому учету земельных участков.

- Ничего экстраординарного. Такая реакция следует всякий раз, когда субъект Федерации хоть в чем-то отступает от условий предоставления федеральных денег. Например, задерживается с отчетом, - пояснил заместитель председателя городского жилищного комитета Андрей Челядинов. - Ныне по разным причинам фонд задержал выплату сразу 42 регионам. В их числе и Петербург. Безусловно, в ближайшее время все документы будут оформлены и доставлены в Москву. Так что прошлогодняя ремонтная программа без федеральных денег не останется. А вот дальше...

А дальше, как слышно, Петербург планирует и вовсе отказаться от денег фонда, производить капитальный ремонт жилых домов исключительно собственными силами.

- Связаны эти планы с тем, что фонд выдвинул дополнительное условие: он даст деньги лишь в том случае, если собственники согласятся оплатить 15 процентов стоимости ремонта. Сейчас, напомню, граждане платят 5 процентов, - рассказал Андрей Челядинов. - Скажем, сейчас если новый лифт стоит 2 миллиона рублей, то доля граждан в оплате составит 100 тысяч рублей. А 15 процентов - втрое больше. Предложить людям такое мы не готовы... Им зачастую и 5 процентов нелегко заплатить. Поэтому и принято решение уже в текущем году не претендовать на федеральное софинансирование при проведении капитального ремонта в жилых домах...

Решение вовсе не революционное. Московские власти, например, еще в 2007 году, когда фонд только рождался, заявили, что не собираются выполнять никакие условия, что имеют собственный взгляд на реформу ЖКХ, а потому не претендуют на получение денег из фонда. Петербург, наоборот, все эти годы изо всех сил тянулся за федеральными средствами, выполняя условия, поставленные законом о фонде содействия: создавал требуемое количество ТСЖ, допускал частный бизнес к управлению жилфондом, привлекал собственников жилья к софинансированию... Городские власти считали, что игра стоит свеч. За пять лет Петербург получил на ремонт жилых домов около двух десятков миллиардов рублей. А заодно прослыл городом, в котором реформа ЖКХ идет в нужном направлении и с нужным темпом.

И вот что-то сломалось. И дело, похоже, не только в требовании 15 процентов. У фонда есть и другие условия, которые город - признаемся честно - не в состоянии выполнить. Как гласит закон, к 1 января 2013 года в субъекте Федерации, желающем получать федеральную денежку, в 80 процентах коммунальных предприятий государственная доля не должна превышать 25 процентов. Причем в эти 80 процентов включаются не только чисто управляющие компании, но и ресурсоснабжающие. Например, «Водоканал», который в Петербурге продолжает быть ГУПом, то есть государственным унитарным предприятием. Или крупнейший поставщик тепла «ТЭК» - тоже пока ГУП. И, признаться, этот факт внушает некое необъяснимое удовлетворение. Быть может, неоправданное.

Еще одно условие, которое в Петербурге не будет выполнено, - соблюдение жесткого графика установки общедомовых счетчиков. К 1 января 2013 года 75 процентов жилых домов должно было иметь приборы учета тепла, горячей и холодной воды, электричества и газа. Ну на крайний случай субъект должен был предъявить договоры на установку такого количества оборудования. Каково число домов, где счетчики уже установлены? Каждый месяц власти дают новые данные: то 60 процентов, то 80, то 70, то 90... При этом нередко выясняется, что счетчики - в основном в центральных районах - отмеряют тепло сразу для нескольких зданий. Следовательно, ни по закону, ни по логике такие приборы не могут считаться узлами учета ресурсов. Районные власти, жилищный и энергетический комитеты пытаются сейчас разобраться в том, что именно отмеряют уже установленные счетчики. А между тем фонд требует: к 1 июля 2013 года не менее 100 процентов домов уже должны быть оборудованы всем комплексом узлов учета. Так и сказано в законе: «не менее».

В общем, глядя правде в глаза, нужно признать - не успеем. Так что из фонда денег не ждем. Учимся обходиться самостоятельно и рассчитывать только на себя.

- С 2014 года начнет работать новая система финансирования капитального ремонта - за счет средств региональных фондов, - пояснил Андрей Челядинов. - Вот мы сейчас и сосредоточимся на подготовке к этому переходу, необходимость которого продиктована статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если уж начистоту, то выполнение требований 167-й статьи Жилищного кодекса является одним из новых условий получения денег из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Так что, если регион хочет получать федеральные деньги на ремонт, он обязан сформировать собственный ремонтный фонд. И наполнять этот фонд за счет платежей населения.

В Петербурге уже начата разработка региональной законодательной базы, которая позволила бы начать взимать с населения плату за капитальный ремонт жилья. Сделать, как отметил председатель жилищного комитета Валерий Шиян, нужно еще очень многое: создать саму организацию под названием «Региональный фонд»; составить глобальную перспективную программу ремонта, в которой значился был каждый дом в городе; рассчитать и обосновать размер ежемесячного платежа... А до того - еще провести паспортизацию всего жилищного фонда Петербурга. То есть оформить техническую документацию на 22 641 жилое здание... Вообще-то эта работа в городе идет уже более 10 лет. Во всяком случае власти говорят, что она идет. Но, как видно, до сих пор еще... не пришла. Осталась еще пара-тройка тысяч паспортов - и все...

- В 2014 году в квитанциях квартплаты появится новая строка. И одновременно откроется доступ к полноценной информации о плане капитального ремонта. Каждый сможет увидеть, когда будет производиться ремонт в его доме. Что касается суммы, то я уверен, что ежемесячный платеж не выйдет за пределы 5 рублей с квадратного метра жилья, - обещает Валерий Шиян. Правда, оговаривается, что окончательную цифру к концу года назовет комитет по тарифам Санкт-Петербурга по итогам расчетов, которые в свою очередь будут производиться на основании данных о состоянии жилфонда города и о потребностях в финансировании капитального ремонта.

Понять это мудрено. Во всяком случае установленный комитетом по тарифам размер платы будет тем минимумом, ниже которого плата быть не может. А вот выше - пожалуйста. Собственникам разрешено собраться и принять решение об увеличении платы за капитальный ремонт в одном отдельно взятом доме. Им также разрешено на общем собрании определить, куда именно вносить платежи: на отдельный домовой счет или, по умолчанию, платить в общерегиональную кубышку - в городской фонд, который будет тратиться по правилам, разработанным властью, и управляться той структурой, которую эта власть создаст.

По сути, федеральный законодатель, включив в Жилищный кодекс 167-ю статью, остался верен главному принципу реформы ЖКХ: либо собственник берет на себя все - и ответственность, и риск, и хлопоты, а взамен получает право распоряжаться своими деньгами; либо он не желает рисковать и нести ответственность за свои решения, и тогда его деньгами распорядится государство. Третьего, говорят, не дано.

Но это по сути, стратегически. В смысле выбора тактики законодатель, федеральная власть изменили и своим первоначальным планам, и европейскому опыту. В Европе - собственники или управляющая компания производят ремонт, беря кредит в банке, а потом постепенно этот кредит погашают. По этому принципу российские собственники, чьим домам посчастливилось угодить в программу ремонта с участием денег федерального фонда, выплачивают свои 5 процентов: равными долями в течение года после завершения ремонтных работ. Ну а по 167-й статье Жилищного кодекса все будет наоборот: сначала копим деньги, потом - тратим. Вернее, копим мы, а тратят власти.

Фото:
Наталья ОРЛОВА, газета «Санкт-Петербургские ведомости».