«От изоляции - к интеграции» - этот принцип инклюзивного обучения провозгласил новый Закон об образовании. Но можно ли, воплощая в жизнь идею безбарьерной среды, избежать искушения сэкономить на детях? Об этом спорят сегодня не только в Мончегорске, но и в областном центре.

Добрые дети

- Это вам, - высокий черноволосый мальчик протягивает мне букетик из трех только что сорванных на обочине тротуара одуванчиков. Улыбка у него добрая, немножко лукавая и беззащитная.

- Спасибо, Кирюша!

- Вам нравятся? Правда? Я еще нарву! - И он мчится составлять новую икебану...

А ведь Кириллу уже 14 лет, он перешел в 7-й класс. На встречу со мной его отец - мончегорец Олег Федосеев прихватил сына, потому что дома оставлять его одного нельзя. Мальчик не может сам себя обслужить, но это еще полбеды. А вдруг придет в голову открыть газ, схватить спички, пустить воду из всех кранов - да мало ли? Как все мальчишки, он очень любит компьютер, и, как все дети, нуждается в тепле, любви и заботе.

Такие ребята, как Кирюша, до последнего времени учились в Мончегорской специальной коррекционной школе VIII типа № 4. А буквально в конце учебного года родителей огорошили: школа будет реорганизована путем присоединения к средней общеобразовательной школе № 14.

Сказать, что родители особых детей были изумлены, - значит не сказать ничего.

- На наш родительский взгляд, это решение не продуманно, - говорит Олег Федосеев. - Руководство города говорит об интеграции наших детей в общеобразовательную среду. Но интеграцию невозможно претворить в жизнь мгновенно. И всеобщую толерантность не вводят очередным постановлением. В школе № 14 есть коррекционный класс. Но там же учатся и обычные дети. А ведь среди наших ребят есть такие, которые совершенно не контактируют с другими детьми.

Слухи о том, что школу № 4 закроют, ходили по Мончегорску еще с февраля. Однако, что будет на самом деле, не знали, по их собственному признанию, даже педагоги. И уж тем более не ведали родители учеников. А потому постановление о реорганизации школы, принятое администрацией города Мончегорска 31 мая, для всех прозвучало как гром среди ясного неба. На очередное заседание городского совета депутатов родители явились вместе с детьми. Попросили на нем присутствовать депутата облдумы, члена фракции «Справедливая Россия» Наталью Лещинскую и уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области Бориса Когана.

Все упирается в деньги?

Совет депутатов состоялся 5 июня и прошел в очень эмоциональной обстановке. Казалось бы, родители должны были радоваться: обучение в школе № 14 даст возможность их детям не только интегрироваться в общество, но и получить аттестат о среднем образовании, правда, с пометкой, что ученик обучался в коррекционном классе. И еще. Перейдя в 14-ю школу, ученики наконец могли бы избавиться от уничижительной реплики: «А, так ты из 4-й!», которая раньше их обижала.

Представители власти объясняли, чем вызвана необходимость перемен. Претворяя в жизнь требования нового Закона об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, региональное минобразования и науки предложило три варианта реорганизации. Первый - перевод школ-интернатов в подчинение области, второй - превращение их в филиалы муниципальных школ с сохранением имеющейся базы и сооружений. И наконец третий - открытие в обычных школах коррекционных классов. Вот как раз третий - самый экономичный - и выбрали в Мончегорске. Так появилось решение переселить ребят из школы № 4 в общеобразовательную - № 14.

- Но разве можно экономить на детях, тем более таких, как наши? - удивляется Наталья Румянцева, мама одного из учеников. Ее сын Саша перешел в 6-й класс. - Мы не согласны переходить. Нам очень нравится в нашей школе. Там дети такие же, как мой ребенок, они все добрые, не видят жестокости. А перейдем мы, его же задразнят и жизни не дадут. И потом мы переходим из лучших условий в худшие. Если сравнить эти школы - небо и земля.

По мнению родителей, 4-ю школу надо не закрывать, а расширять. Раньше дети с ограниченными возможностями здоровья выпускались с профессиями сапожника, переплетчика, столяров, швеи, занимались на скотном дворе, обихаживали коров, лошадей. Сейчас трудовые профессии сократили до минимума. Выпускают только столяров и младший обслуживающий персонал. «Если бы мой сын получил профессию сапожника, - мечтает Федосеев, - я бы его устроил в мастерскую, и он бы работал. А так он после школы сядет на шею государству и будет жить на мизерную пенсию».

Удивительно, но эти дети в отличие от многих, вполне здоровых, очень хотят работать. А потому задача дать им профессию - особенно важна для всей их дальнейшей судьбы.

- В конце мая ко мне обратилась группа родителей детей, посещающих коррекционную школу, - прокомментировала ситуацию депутат Наталья Лещинская. - Они сказали, что их беспокоит грядущая реорганизация школы. Я приехала в Мончегорск, встретилась с ними, приняла участие в заседании горсовета, посетила 4-ю школу. Условия там созданы для детей идеальные. Великолепные классы, профессиональные мастерские, прекрасный актовый зал, уютная просторная библиотека, где можно проводить с детьми занятия, сенсорная комната с сухим бассейном и аппаратурой для релаксации. А главное, там создана атмосфера заботы и любви к детям, которых называют особыми.

- Но чем плоха школа № 14?

Она не плоха, она просто - обычная. И попав туда, дети получат гораздо худшие условия. Им придется сталкиваться с обычными детьми повсюду - в раздевалке, столовой, туалетах. Как это будет происходить? Правильнее было бы оставить 4-ю школу филиалом 14-й. В принципе: я за реорганизацию, но с сохранением всей материальной базы и структуры здания, как сейчас.

Оптимизируй, но не навреди

В многочисленных разговорах на тему реорганизации 4-й школы в кабинетах мончегорской горадминистрации чаще всего звучали цифры, причем достаточно убедительные. Сегодня в школе № 4, рассчитанной на 200 человек, обучаются всего 44. Финансирование ее шло в усиленном режиме, выделялось 32 миллиона в год, из которых 17 уходило на «коммуналку». Деньги, которые закладывались на одного ребенка, на порядок выше, нежели в обычной - общеобразовательной. Питание детей в СКОШИ также не сравнить с обычными обедами из школьной столовки. Да и просто зайти на экскурсию в школу № 4 - залюбуешься: сегодня это дворец, где любовно ухожен и обустроен каждый сантиметр площади. Конечно, с простой городской школой не сравнить. И сколько бы ни проводила экскурсий для родителей из «четверки» директор школы № 14 Ольга Демьянкова (а экскурсии такие были), энтузиазма увиденное у них не вызывало.

Хотя, казалось бы, для успешного переселения ребят из одной школы в другую сделано многое. Как отметила начальник управления образования Вера Уханова, работа тут проведена немалая. Вместе с ребятами в школу № 14 перейдут их педагоги и обслуживающий персонал - практически все, туда же будет доставлено и оборудование, вплоть до знаменитой сенсорной комнаты и зимнего сада, от библиотеки до мастерских. Хотя...Ольга Демьянкова, проведя меня по своей школе № 14, честно призналась:

- Разместим там, где сможем. Конечно, такой шикарной библиотеки, как там, у нас не будет, помещения нет. И тех интерьеров с фонтанами и зеленью - тоже, но для учебы здесь условия вполне нормальные.

А вот родители так совсем не считают. Ведь кроме уютных помещений они должны оставить в прошлом футбольное поле, теплицу, игровую площадку с мягким покрытием, комплекс лечебной физкультуры и еще многое другое, чему просто не хватит места во дворе обычной школы.

На моих глазах заместитель главы горадминистрации по социальным вопросам Людмила Маркова встречалась с педагогами школы № 4. И достаточно убедительно, очень аргументировано, кстати, объясняла, почему их подопечных надо вести от изоляции - к интеграции и как это сделать наименее травматично. Педагоги слушали, кивали, соглашались и... вздыхали. «Жалко этого дворца? - не выдержала я, - сказочных условий?» - «Не это главное, - отмахнулась Светлана Тихомирова, - главное, как наши дети приживутся?»

- Мы, конечно, их не бросим, - поддержала ее коллега Лариса Тропина, - многим педагогам даже удобнее работать в 14-й школе, она в городе находится, а не на отшибе, как наша. Но боимся, что дети могут в результате на домашнее обучение перейти...

Это мнение поддержала при встрече заместитель главного врача мончегорской ЦРБ Наталья Варваштян:

- Попав в среду общеобразовательной школы, часть детей просто не сможет интегрироваться, процесс это непростой. И мы вынуждены будем дать им рекомендации обучаться дома. Я уже не говорю о том, что дома останутся и их мамы, кто-то будет вынужден уйти с работы, главное, чтобы у наших - особых - ребят условия жизни от этих перемен не ухудшились.

В Мурманске мы встретились с региональным уполномоченным по правам ребенка Борисом Коганом. Он на днях побывал в Мончегорске и высказал серьезное опасение по поводу сложившейся ситуации:

- Ко мне также обратились родители воспитанников школы № 4, и я принимал участие в заседании городского совета депутатов. В обеих школах побывал. Скажу начистоту: даже если бы в школе № 4 не было таких замечательных условий (а там без преувеличений - европейский уровень), сама идея о том, чтобы дети с проблемами здоровья были, как сейчас модно говорить, интегрированы в обычную среду вот таким явочным порядком, без предварительной подготовки, - нежизнеспособна. Конечно, изолировать подобных детей нельзя, безбарьерную среду нужно внедрять, и новый Закон об образовании справедливо нацеливает на это. Но нельзя все делать революционным путем. Ну хоть бы год назад сказали об этом родителям… Хотя бы год назад познакомили детей из обеих школ. Десятки общих мероприятий, праздников, концертов, соревнований - и они бы привыкли друг к другу. В своем письме в адрес руководства города я отметил это. И еще: жаль бюджетных средств, вложенных в эту школу. Ее надо использовать с гораздо больше пользой, чем это предполагается сейчас.

- Мы ситуацию держим на контроле, - заверила министр регионального образования и науки Наталия Карпенко. - Вопросы будут решаться в интересах прежде всего детей, и родители, конечно же, должны быть ознакомлены с ходом процесса реорганизации.

- Главное - не ущемить интересы детей, которые имеют отклонения в здоровье, а потому требуют больше внимания и защиты, - подчеркнула заместитель губернатора области Татьяна Поронова. - К сожалению, сегодня мы должны констатировать, что директора двух школ и руководство города с этой задачей не справились. А потому мы рекомендуем реорганизацию все же провести, но детей оставить в том учреждении, в котором они проходят обучение сегодня. Поэтому с 1 сентября родители приведут детей в ту школу, где они обучались в этом году. И еще. Всякая реорганизация, которая происходит в любых учреждениях социальной сферы, должна предполагать прежде всего защиту интересов людей, которые там находятся. И особенно, если речь идет о такой незащищенной категории, как особые дети.

Нина Антонян