Самый большой в России цветок с элементами художественной ковки изготовили в Устюжне. 350-килограммовый гигант украсил декоративную уличную скамью и стал коллективным подарком городу от участников VII Межрегионального фестиваля кузнецов.

- Это лапки комара, - объяснял окружившим его зрителям мужчина средних лет, склонившийся над наковальней.

- Чего-чего? - то и дело переспрашивали вновь пришедшие.

- Лапки комара, - терпеливо повторял кузнец, ловко загибая при этом металлические прутки. Именно эти прутки, перевоплотившись в кованого комара, через три часа станут частью огромного цветка с большими металлическими лепестками, на которых примостилась всякая лесная живность: бабочки, улитки, стрекозы, пауки. Причем все они были выкованы из железа. Непростой оказалась и собранная из металлических конструкций декоративная скамья, напоминающая формой гигантскую бабочку. Размах ее «крыльев» превысил четыре метра.

В этом году участие в устюженском фестивале приняли около 30 мастеров кузнечного дела из разных городов Вологодской области, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и ярославского Мышкина. В течение двух дней они демонстрировали свое мастерство на Соборной площади города, с увлечением рассказывая о профессиональных секретах.

- Для художественной ковки лучше всего подходит малоуглеродистая сталь, - пояснил нам череповецкий кузнец Анатолий Горбунов. - Я приезжаю на фестивали в Устюжну третий раз. И главное здесь не состязательный аспект, а возможность общения с теми, кто разделяет увлечение кузнечным делом. И таких с каждым годом становится все больше.

Работа современного кузнеца несколько отличается от той, которой приходилось заниматься нашим предкам. Научно-технический прогресс и тут сказал свое веское слово. К услугам современных кузнецов - электросварка, сверлильные станки и мощный режущий инструмент (железо уже не надо, как раньше, рубить зубилом). Да и вместо традиционных мехов теперь специальные электровентиляторы. Но труд молотобойца по-прежнему требует больших физических усилий. И кувалдой приходится махать, и переносные наковальни устанавливать. А они, изготовленные из легированной стали, бывает, весят по 70-100 килограммов. Не случайно практически все кузнецы - рослые и физически крепкие мужчины.

Но даже на этом фоне своей фактурой и могучей статью выделялся Дмитрий Корсаков - кузнец в четвертом поколении. Двухметровый, с черной окладистой бородой, он производил неизгладимое впечатление на женскую половину публики. Некоторые дамочки не стесняясь кокетливо интересовались: «Мужчина, а вы женаты?»

- Женат, - честно отвечал Корсаков и добродушно при этом улыбался.

- А вы и блоху подковать можете? - не унималась одна из представительниц прекрасной половины человечества.

- Нет, блоху подковать не могу, у меня другая специализация. Микроковкой у нас кирилловский кузнец Николай Митин занимается, вот он блоху запросто подковать может.

К диалогу внимательно прислушивалась находившаяся поблизости группа мастеров из города Мышкина во главе с Василием Теркиным, стоявшим у истоков возрождения кузнечного промысла на ярославской земле. Интересуюсь, есть ли различия в технике художественной ковки у представителей разных региональных школ.

- Безусловно, есть, - говорит Василий. - Например, ваши, вологодские кузнецы, всегда отличались ярко выраженным творческим подходом и своеобразной широтой души. В прошлом году они подарили Устюжне кованую композицию «Солнце счастья». В этом вместе с кузнецами из других регионов безвозмездно делают «Ромашку».

Правда, это название во многом условно. В получившемся цветке можно «опознать» сразу несколько видов растений. Интересно, что первоначально огромный металлический цветок задумывался из семи больших лепестков - как символ седьмого по счету устюженского фестиваля. Но уже в процессе изготовления был добавлен еще один лепесток - восьмой. В качестве намека на то, что и в следующем году лучшие мастера художественной ковки вновь соберутся в старинном вологодском городе.

Владимир РОМАНОВ, газета «Красный Север».