«Хорошая новость для компании Фейсбук: ее бизнес-модель взрослеет. Плохая новость для Фейсбука: ее аудитория тоже взрослеет.

Помните, как Фейсбук был просто способом убивать время - интернет-игрушкой для детей, а не интернет-бизнесом? Сейчас все изменилось. Фейсбук - это определенно бизнес. Выручка компании в прошлом квартале была на 60 процентов больше, чем годом раньше, причем половину этого роста обеспечила аудитория, использующая мобильные устройства. Для компании, еще год назад практически не работавшей с этим сегментом, это огромное достижение.

А как ведут себя дети? Социальная сеть долго отрицала, что подростки теряют к ней интерес, однако на днях она это признала. «Наш анализ американской молодежной аудитории показывает, что в целом уровень пользования Фейсбуком среди американских подростков не менялся со второго квартала по третий, однако мы заметили уменьшение числа ежедневных пользователей», - заявил финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман.

В сущности, этого давно можно было ожидать. По данным исследования, проведенного недавно компанией Piper Jaffray, Твиттер наконец обогнал Фейсбук, став самой популярной среди подростков социальной сетью. Среди молодежи сайт Цукерберга вместе с купленным им за 1 миллиард долларов Instagram сейчас занимает второе место. В прошлом году он лидировал с большим отрывом.

Исследование Мэри Микер о положении дел в Интернете демонстрирует ту же тенденцию в расширенном варианте: Фейсбук по-прежнему лидирует, но начинает сдавать позиции как способ убивать время параллельно с ростом мобильного бизнеса.

Фейсбук, разумеется, остается монстром. У этой социальной сети больше 500 миллионов активных ежедневных мобильных пользователей - то есть количество людей, которые каждый день в нее заходят и, вероятно, видят на экране своего телефона рекламу, больше совокупного населения США, России, Франции и Британии. Это очень впечатляет, однако утрата энтузиазма подростковой аудиторией остается реальной проблемой - правда, не по тем причинам, о которых вы, скорее всего, подумали.

Дело не в том, что Фейсбук становится менее ярким, чем он был, а в росте популярности таких сервисов, как Snapchat. Так уж устроена эта отрасль: технологией, которой подростки пользуются сегодня, молодые (а потом и не только молодые) взрослые будут пользоваться завтра. Tumblr, Pinterest, Snapchat - все они оцениваются сейчас в миллиарды долларов и все стартовали среди школьной и студенческой аудитории. Интернет-поведение молодежи предсказывает интернет-поведение всех остальных. Если подросткам надоедает Фейсбук, это может означать, что социальная сеть становится скучной - а это опасно для компании, ориентированной на свободное время обычного человека.

Впрочем, это также может означать, что Фейсбук просто взрослеет вместе со своей аудиторией».

Дерек ТОМПСОН, («The Atlantic», США.)