«Деньги быстро. Любая сумма. Заявка по такому-то телефону», - систематически бомбардирует подобными SMS-сообщениями моего коллегу Владимира неизвестная фирма. «Разрешения на рекламу я никому не давал, по магазинам хожу редко, покупок не делаю, - недоумевает Владимир. - Откуда взяты мои данные, номер телефона, непонятно».

Мне же, часто посещающей торговые центры, рекламных SMS-сообщений ежедневно приходит столько, что я не успеваю их удалять. Однако в большинстве своем ни своего номера телефона, ни разрешения на рекламу я им тоже не оставляла. Правда, есть одна торговая точка, где мне выдали скидочную карту, а я оставила в ней свой номер телефона.

Как же от них избавиться? Я обратилась к своему сотовому оператору, и мне объяснили, что услуга по блокировке нежелательных сообщений стоит 4 рубля в день, и, соответственно, чтобы обрести покой на целый месяц, нужно заплатить 120 рублей.

Главный блюститель законодательства в сфере рекламной деятельности - Федеральная антимонопольная служба. Мы попросили ее специалистов прокомментировать эту ситуацию.

- Право абонента получать либо не получать рекламу по сотовой связи также регламентируется федеральным законом «О рекламе», - подтвердила пресс-секретарь Вологодского управления ФАС России Ольга Прусакова. - Ее распространение допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Она признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, говорится в законе. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Если он не выполнит его требование и потребитель обратится с жалобой в управление ФАС, то на него может быть наложен штраф от 4 тысяч рублей на физическое лицо (индивидуального предпринимателя) и от 100 тысяч рублей - на юридическое лицо.

Для привлечения магазина или предприятия сферы услуг к ответственности за недобросовестную рекламу в управление нужно представить следующие документы: копию своего договора с сотовой компанией об обслуживании - это доказывает, что данный номер принадлежит именно вам, распечатку номеров, с которых были получены SMS-сообщения, фото их содержания.

Правда, как выяснилось, распечатка у оператора SMS тоже стоит денег - три рубля за день. А если они приходят ежедневно?

И потом: как правило, номера телефонов, откуда приходят послания, скрыты для абонента, просто обозначен некий адресат с собственным именем. В этом случае органы ФАС имеют полномочия провести расследование для установления личности рассылающего. Поэтому, если вам дорог свой покой, не надо бояться обращаться с заявлениями в антимонопольную службу с требованием прекратить нарушения рекламного законодательства.

Татьяна ШАЛУШКИНА, газета «Красный Север».