Детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122 появился в России три года назад. Архангельская область присоединилась к федеральному проекту в декабре 2010 года. И с того времени на телефон доверия поступило уже более 12 тысяч звонков.

В мае на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню детского телефона доверия, Павел Шевелев, региональный министр труда, занятости и социального развития, озвучил и другие цифры: 32 обращения на детский телефон - это «суицидальные» звонки, причем 26 поступили непосредственно от детей.

- Такие звонки, конечно, самые тяжелые, - говорит Анна Толстикова, заведующая отделением психологической помощи северодвинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко». - Ведь от слов психолога в прямом смысле зависит жизнь человека. Были случаи, когда специалисты службы телефона доверия снимали подростков с крыш. Буквально в последний момент убеждали не делать этот роковой шаг вниз. И ребенок с крыши уходил. Пока не зашел домой, в квартиру, не оказался в безопасности, с ним на линии оставался психолог...

- В Архангельской области работают три экстренные линии единого номера. Телефон многоканальный, если одна линия занята, звонящего автоматически переключают на другую. Причем, если даже все областные линии заняты, то звонок все равно будет принят - просто переведут на другой регион.

- То есть если ребенок из Архангельской области звонит, то не обязательно, что попадет он на специалистов-психологов нашего региона?

- Не обязательно. И к нам в область также поступают звонки со всех регионов России.

- Эти наши три линии работают круглосуточно?

- Пока нет, но планируется, что в круглосуточный режим они будут переведены в конце ноября.

- Ну а сколько, например, звонков в день поступает на северодвинскую линию детского телефона?

- От 10 до 15. Если конкретизировать по времени, то в основном звонят школьники в период большой перемены и вечером. После 16 часов.

- О чем чаще всего спрашивают?

- В основном обращаются по вопросам взаимоотношений со сверстниками. Например, обижают одноклассники.

- Одними советами здесь, наверное, не обойтись.

- Первое - надо научить ребенка безопасному поведению. Выявить максимальный круг взрослых, которые могут ему помочь. Иногда ребенок сам просто не в состоянии сориентироваться.

Второе - специалист-психолог обязательно прорабатывает переживания ребенка.

Стратегия работы заключается еще и в том, как реагировать, чтобы в будущем подобное не повторилось. Основная часть звонков - это обиды, конфликты, ссоры с друзьями. Проблемы, связанные с неумением общаться, первая любовь... Звонят и по поводу получения плохих оценок в школе.

- Но большинство таких вопросов можно ведь и дома маме задать, и психологу школьному. А получается, что незнакомым людям, которые дежурят на линии, дети доверяют больше?

- Не больше. Детский телефон доверия - лишь один из способов обратиться за помощью. Ребенок, конечно, может позвонить маме, папе, подружке. Может и к психологу школьному обратиться. Но, к сожалению, часто бывает, что школьного психолога нет на месте. А родители заняты на работе и только вечером смогут выслушать и поговорить. Впрочем, порой и вечером находятся какие-то свои дела... Особенность же подростков в том, что они ждать не могут. Им надо получить помощь именно здесь и немедленно. Сейчас пошла даже такая тенденция - звонят компаниями. Подростки собираются по три-пять человек и обсуждают со специалистом службы телефона доверия какой-то общий, наболевший вопрос.

Но в любом случае это не означает, что телефон доверия заменяет родителей.

Часто психологи разговаривают с детьми именно о том, чтобы они могли подойти к своим родителям, не боялись обратиться к ним за помощью.

Кстати, родителям я бы посоветовала внести номер 8-800-2000-122 в быстрый набор мобильных телефонов детей. Чтобы те знали, куда звонить в экстренном случае, кризисной ситуации, если папа с мамой вдруг, по каким-то причинам, не отвечают на звонки.

- А сами взрослые звонят на детский телефон доверия?

- Да. Служба ведь создана для всех - детей, подростков, родителей. Взрослые звонят как по своим вопросам, так и по вопросам взаимоотношений с детьми.

Например, предстоит развод, и мама не знает, как к этому подготовить ребенка. Или другие переживания - дочь, сын связались с плохой компанией, начали отдаляться от семьи. Иногда разговор может длиться час-полтора. А порой достаточно и десяти минут. В любом случае, если человеку, будь то ребенок или взрослый, необходимо выговориться, никто не станет ограничивать его по времени.

- Интересно, а учителя, воспитатели звонят?

- К сожалению, редко.

- Наверное, такие телефонные консультации, в том числе и по вопросам детско-родительских взаимоотношений, особенно актуальны для отдаленных районов, где психологов вообще нет.

- Область действительно очень большая. А детский телефон доверия - это возможность получить экстренную помощь. Причем специалисты служб дают не только советы, но и консультируют, куда необходимо обратиться в каждом конкретном случае.

Наталья АЛЕКСАНДРОВА, газета «Правда Севера».