«По мере того как геополитическое значение Баренцева моря постепенно возрастает, вместе с ним будет расти и потенциал экономических разногласий между главными игроками региона - Норвегией и Россией. 20 января министры иностранных дел этих государств Сергей Лавров и Бёрге Бренде встретились в России и среди прочего обсудили сотрудничество в Баренцевом регионе. Ставки высоки, учитывая природные ресурсы региона и потенциальный рост морского судоходства, и, поскольку Россия пытается усилить свое влияние в регионе, напряженность будет усиливаться.

Перемещение людей

После распада Советского Союза ситуация с трансграничными отношениями, торговлей и передвижением людей улучшилась.

Существует несколько площадок для межправительственного и регионального сотрудничества в регионе Баренцева моря: Арктический совет, «Северное измерение ЕС» и Северный совет. Однако наибольшее значение имеет созданный в 1993 году Совет Баренцева/Евроарктического региона, цель которого - усиление сотрудничества по социальным, инфраструктурным и экономическим вопросам (между Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией, которые поочередно председательствуют в нем).

Трансграничные социальные обмены также усилились. В 2013-м было зафиксировано рекордное количество пересечений границы между Норвегией и Россией, в первую очередь это результат регионального соглашения о безвизовом режиме, который был введен в середине 2012 года. По информации Barents Observer, число пересечений границы между Норвегией и Россией за последние четыре года выросло в три раза.

Разработка месторождений нефти и газа

Европейские страны очень сильно зависят от импорта углеводородов, которые питают их экономику. Ресурсы в Северном море сокращаются, и потому доступ к обширным природным ресурсам дальше на севере приобретает все большее значение. По оценкам Геологической службы США 2008 года, 13 процентов мировых неисследованных запасов нефти и 30 процентов запасов газа располагаются за Северным полярным кругом. Считается, что значительная доля этих запасов приходится на регион Баренцева моря. Помимо нефти и газа в регионе также есть залежи железной руды, алмазов, бокситов, никеля, золота и угля.

Два лидера по разработке нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом регионе - Норвегия и Россия. Пока они соревнуются за потребителя и поставки в Арктике, сотрудничество развивает сектор. Норвежская компания Statoil работала с российской газовой компанией «Газпром», а в 2012-м согласовала усиление сотрудничества с «Роснефтью» с целью совместной разработки месторождения на норвежской и российской территории в регионе.

Транспортная инфраструктура

По причине небольшого количества населения транспортная инфраструктура региона Баренцева моря относительно скудна в сравнении с остальными частями Европы. Хотя и у Норвегии, Швеции, Финляндии и России есть транспортные связи ключевых южных частей стран с севером, трансграничные связи довольно слабы. Ряд трансграничных инфраструктурных проектов обсуждался, но конкретных решений принято не было. Проект по улучшению железной дороги между поселком Никель в России и городом Киркенес в Норвегии, равно как и проект по расширению участка финских железных дорог вглубь России или Норвегии, будет сильно зависеть от заинтересованности ресурсодобывающих компаний в финансовом участии в них, финансовой отдачи со стороны Норвегии и России и дальнейшего развития важнейшних портов региона.

Портовые города - основные транспортные узлы в регионе Баренцева моря, и их значимость будет расти. Ожидается, что по причине климатических изменений судоходство в Арктике вырастет, и хотя Северный морской путь не стал важным международным маршрутом морской перевозки, на некоторых участках его из-за текущих разработок месторождений нефти и газа судопоток может вырасти.

Усиление интереса со стороны судоходных компаний также усилит соперничество между норвежскими и российскими портами. По тоннажу важнейшим портом региона является Мурманск. На втором месте - также российский порт, Архангельск. Однако в последние годы у российских портов были проблемы, и сейчас в результате колебаний спроса на перевозки сырья им грозит растущая конкуренция со стороны норвежских портов. По информации Barents Observer, в 2012 году северные порты Норвегии обработали порядка 41 миллиона тонн груза, а российские арктические порты - 37 миллионов тонн. В течение следующих нескольких лет Россия, скорее всего, улучшит порт в Мурманске (Роснефть планирует сделать его узлом для своих операций в Арктике), а ее суда и правила будут доминировать на Северном морском пути.

Норвегия достаточно хорошо подготовлена к тому, чтобы столкнуться с давлением со стороны России. В отличие от других европейских стран Норвегия нелегко поддается давлению со стороны России, потому что независима в энергетическом смысле и аккумулирует капитал в своем суверенном фонде, который обеспечивает защиту от экономического давления. Добавьте к этому членство в НАТО, более крепкие оборонные связи с другими странами Северной Европы и технический опыт, к которому Россия надеется приобщиться, и можно с уверенностью утверждать, что Осло сможет договариваться с Москвой на равных, невзирая на небольшое количество своего населения в этом регионе».

«Stratfor», США