В Архангельске идет строительство пяти крупных торговых центров площадью до 60 тысяч квадратных метров каждый. Еще три ТЦ - на этапе разработки земельных участков.

Итого в ближайшие несколько лет город получит восемь здоровенных сооружений, начиненных одеждой, продуктами и разной развлекаловкой типа кино и боулинга.

На первый взгляд, этого многовато для Архангельска. Пройдитесь по уже существующим торговым центрам - в будние дни на нескольких этажах одновременно бродят 15-20 покупателей, девочки-продавщицы сохнут от скуки. В выходные - да, повеселее, но опять же не настолько, чтобы требовались дополнительные торговые места.

Это на беглый взгляд, а если смотреть пристальнее...

По статистике, в прошлом году жители области потратили на покупки и услуги меньше, чем в 2012-м. Объемы проданного продовольствия составили около 53 процентов от всего, что вообще было продано.

Между тем считается, что граждане с высоким достатком тратят на питание треть своих доходов, а с низким - больше половины. Отсюда следует, что житель нашей области - в среднем - является низкообеспеченным гражданином. А для него существует своя инфляция - высчитанная на основании цен на продукты. Это так называемая инфляция для низкообеспеченных, и она, эта реальная, а не официальная инфляция, составила 10 процентов. И, по прогнозам, продолжает потихоньку расти.

Плюс доллар с евро сильно подскочили, и вслед за ними цены на все импортное, а у нас как раз почти все, что на прилавках, оно и есть - либо сами товары, либо их основные составляющие.

Такие вещи владельцы будущих торгово-развлекательных центров, по идее, должны просчитывать - придет ли покупатель и с какими деньгами.

Они и просчитывают.

Как сказал мне хозяин одной из архангельских розничных сетей, кризис на дворе или нет, народ покупать не перестанет. Просто в трудные времена происходит перераспределение: чаще покупают шоколад и водку - реже мясо, чаще билеты в кино - реже книги.

Но это опять-таки как посмотреть. Наш коллега-журналист, который уехал на ПМЖ в Швецию, пишет, что у них там один за другим закрываются крупные торгово-развлекательные центры - стоят теперь пустые и гулкие здания.

В соседней Вологде пару лет назад построили к уже имеющимся еще один ТРЦ со стандартным набором - непродовольственные отделы, супермаркет, кинозал, ресторан, кофейня и даже пекарня. Сегодня его 44 тысячи квадратных метров почти такие же гулкие от недостатка покупателей.

Надеюсь, понятно, что сомнения в будущем строящихся в Архангельске торговых центров вовсе не связаны с беспокойством, как бы их владельцы не разорились.

Это «беспокойство вообще», пусть обывательское, не вооруженное высокими экономическими соображениями. Согласитесь, повод для этого есть.

В самом факте, что в Архангельске появляется все больше магазинов, ничего плохого. Но такими темпами, как торговля, в городе больше ничто не развивается.

Торгово-развлекательные центры возводятся на площадках, где располагались когда-то вполне себе приличные предприятия, например, домостроительный комбинат, трамвайный и троллейбусный парки.

Проще говоря, чтобы что-то купить, надо сначала заработать. А у нас какой-то абсурд: в то время как производство падает - обороты торговли растут. И по логике вещей добром это не кончится.

И еще одно обстоятельство, оно непосредственно касается качества городской жизни. Почти все торгово-развлекательные комплексы строятся в центральной части Архангельска. Инвесторов понять можно - им нужно привлечь покупателей. По замыслу, сюда пойдет поток машин. Но уже сегодня в городе существуют такие проблемы, как автомобильные пробки и высокая загазованность. Значит, с появлением новых ТРЦ они лишь усугубятся.

По этой причине в Екатеринбурге, Новосибирске, Питере, Ижевске народ выходит протестовать против строительства новых торговых центров.

Еще одна тема протестов: «шайбы», «кирпичи» и «утюги» сомнительной архитектурной ценности вряд ли являются украшением площадей и улиц. А если в один прекрасный момент они еще и гикнутся, останется городу вся эта арматура.

Правда, у специалистов по торговой части нет сомнений насчет будущего архангельских ТРЦ.

Дмитрий Юрков - депутат городской думы и совладелец компании «Панорама Ритейл», в которую входит большинство торговых предприятий нашей области и с десяток в соседней Вологодской. Так вот, он авторитетно заявляет, что Архангельск ждет вполне обоснованный рост торговых площадей.

- Чтобы оценить, много строится в Архангельске торговых центров или мало, - говорит Дмитрий Юрков, - нужно обратиться к состоявшейся мировой конкуренции. На Западе на тысячу населения приходится 800 квадратных метров торговых площадей, 12 российских городов преодолели барьер 500 метров.

Что касается нынешнего состояния Архангельска, то тут простая арифметика. 354 тысячи жителей умножаем на 500, получаем около 178 тысяч квадратных метров торговых центров. Сейчас в городе всего 60 тысяч квадратных метров более-менее профильных центров.

То есть у нас наблюдается вполне обоснованный рост торговых площадей.

Если говорить о покупательной способности, то потенциал у нее еще есть. Поэтому, когда будут построены крупные центры - а это произойдет в течение ближайших двух лет, - мы дойдем до 150 тысяч метров ТРЦ.

Вся совдеповская торговля сойдет на нет.

- Сколько времени обычно требуется, чтобы строительство торгового центра окупилось?

- Экономика стагнирует. Технологического суверенитета у России, к сожалению, нет - все технологии приходят с Запада, соответственно все товары идут с Запада. Бизнес не рискует вкладываться в производство. Что остается пытливому мозгу предпринимателя? Инвестировать в торговлю.

Соответственно увеличивается окупаемость проектов. Так что можно смело говорить, что с сегодняшних 7-8 лет окупаемость торговых центров вырастет до 12-14. Рынок будет к этому готов.

- Ну и зачем тогда строят, если стоимость аренды снижается и долго ждать возврата вложенных средств?

- Предпринимательский мозг устроен так, что ему нужно все время работать с капиталом, приумножать его. А как я уже сказал, альтернативного применения нет - только торговля.

Тем более что сегодня вырисовывается такой тренд - все больше объектов торговли, в которых присутствуют и боулинги, и катки, и роликовые площадки... В Архангельске это вот-вот произойдет.

Динамика будет следующая: доминировать станут гипермаркеты как магазины выходного дня, куда можно прийти всей семьей на весь день. Они займут примерно 35-37 процентов на рынке. Доля дискаунтеров увеличится и тоже составит 35 процентов.

Население живет потребительским спросом, никуда от этого не деться. Тем более что «развлекательная часть» в процессе торговли будет пользоваться спросом, особенно в кризисные времена.

Любовь ПОДОКСЕНОВА, газета «Правда Севера».