Автошколу выбираешь, как машину. Но только раз и на всю жизнь. Хочется попасть в хорошую, ведь, хотя подобных заведений в нашем городе пруд пруди, из каких выходят действительно подготовленные водители - тайна, покрытая мраком.

32 года я был пешеходом, и вот в моей жизни настал тот момент, когда захотелось влиться в плотные ряды автомобилистов. Выбрал автошколу поближе к работе, чтобы сразу после трудового рабочего дня можно было прийти на занятия - прослушать курс лекций по ПДД и получить навыки вождения на практических занятиях.

Так я стал курсантом. Лекции в нашей автошколе вел замечательный преподаватель, который умело и непринужденно мог объяснить все тонкости ПДД, которых на самом деле множество.

Примерно через месяц после теоретических занятий началась практика. Первые уроки прошли неплохо. Я научился трогаться с места и мало-мальски ездить по дороге. Каждое из занятий длилось 60 минут от посадки за руль до окончания занятия. Однако после второго мой инструктор предложил мне расписаться в индивидуальной карточке учета о том, что я накатал четыре часа.

Меня это насторожило - почему два часа занятий были приравнены к четырем? Выходит, что за весь практический курс, рассчитанный на 50 часов обучения, я буду управлять автомобилем под присмотром инструктора только 25 часов? Инструктор с невозмутимым видом заявил, что час обучения по программе составляет 45 минут, хотя - если следовать его логике - и этих минут он не отрабатывал, сокращая данное время до получаса. В общем, я от подписи отказался.

На следующий день о сложившейся ситуации рассказал заведующему автошколой. Он поведал, что инструкторы иногда, увы, сокращают время занятий, которое в действительности должно составлять 45 минут. В моей просьбе предъявить официальный документ, в котором прописано это время, он отказал. Я же пообещал, что непременно сделаю запрос в комитет по образованию.

В итоге заведующий заменил мне инструктора. Но и с новым наставником ситуация повторилась. Мой второй учитель прямо сказал, что программа у него укороченная и поэтому ни о каких 45 минутах, а тем более о часе, и речи быть не может. Если учитывать, что я заплатил 12 тысяч рублей за 50 часов обучения по 60 минут каждое, то получается, что фактически меня обучат только на 6 тысяч рублей.

Короче, мое терпение лопнуло, и я письменно обратился к руководителю автошколы с предложением либо вернуть мне все заплаченные деньги в размере 22 тысяч, либо составить график обучения вождению с продолжительностью одного занятия 60 минут. Директор откликнулась весьма оперативно. Она позвонила и сказала, что мое последнее предложение приняла. Но я все-таки решил забрать все деньги и сменить автошколу.

Жалко, конечно, что так получилось, но хочется получать качественные услуги и в полном объеме. Поразило лишь то, что остальным учащимся было, видимо, все равно, как и сколько их учат. А может, боятся санкций, если вдруг начнут вникать в дела автошкол-лохотронов?

Лично мне необходимо было докопаться до истины. И я это сделал. Согласно примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории В, утвержденной приказом министра образования и науки РФ Фурсенко А. А. № 636 от 18.06.2010 г., установлен общий объем практических занятий - 50 часов. Однако продолжительность одного часа (60 или 45 минут) практического обучения вождению данной программой не регламентирована. Отмечаю, что в аналогичной программе, утвержденной 25.09.2008 г. (отмененной ввиду вступления в силу указанного выше приказа) министром образования и науки РФ Калиной И. И., продолжительность учебного часа при обучении вождению была четко регламентирована и составляла один астрономический час (60 минут).

За разъяснениями я обратился в комитет по образованию Петербурга и ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и ЛО - ни одно из этих ведомств, к сожалению, четкого ответа не дало.

Тогда я пошел дальше и отправил запрос в Министерство образования и науки РФ. И чудо свершилось! Мне пришел ответ, который расставил все точки над i. Продолжительность одного часа практического обучения вождению должна составлять один астрономический час, то есть 60 минут.

Получается, что многие автошколы вместо полноценного обучения проводят «краткий курс», тем самым существенно снижая подготовленность людей к сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД, а самое важное - подвергая неоправданным рискам как будущих водителей, так и всех участников дорожного движения.

Так что, господа, мой совет: остерегайтесь на дороге «чайников»! Не исключено, что во время обучения они накатали лишь половину положенного времени...

Антон ШЕМЯКИН, автолюбитель, газета «Санкт-Петербургские ведомости».