Глава профильного комитета Госдумы России по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников выступает против внесения поправок в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, которые предполагают национализацию «советских» брендов, в том числе и знаменитого вологодского масла.

Напомним, что 15 сенаторов внесли инициативу об изменении действующего права в отношении так называемых советских товарных знаков. Поправки предполагают, в частности, что любое российское юридическое лицо, которое до осени 1992 года производило продукцию под обозначением, тождественным товарному знаку или сходным с ним до степени смешения, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной лицензии. Поправки прошли официальную процедуру рассылки и готовятся к рассмотрению в профильном комитете.

Как считает Павел Крашенинников, идея национализации «советских» брендов противоречит интересам самих потребителей.

- Принятие такого законопроекта будет означать, что абсолютно любая компания сможет использовать самые известные нам названия, такие как «Мишка на Cевере», «Вологодское масло», - говорит Павел Крашенинников. - Таким образом, мы можем подставить потребителей, потому что никто не может гарантировать привычное всем качество.

Кроме того, по его мнению, введением подобных норм в законодательство могут воспользоваться производители из других стран, например, из той же Украины.

- В этом случае уже можно говорить о нанесении ущерба российской экономике, - утверждает депутат.

Известно, что эта инициатива предлагалась и ранее, но ее не поддержали ни в Госдуме, ни в Совете Федерации.

По мнению первого вице-спикера верхней палаты российского парламента Александра Торшина, передача товарных знаков от одних владельцев другим противоречит международным обязательствам России в рамках ВТО.

- Многие компании, которые владеют советскими марками, вполне успешно действуют на рынке, создают новые рабочие места, осваивают современные технологии. Лишение их прав на использование «ретроспективных» изображений приведет к массовым банкротствам сотен предприятий, увольнению тысяч работников, - считает Александр Торшин.

Он также сослался на данные социологических опросов, согласно которым у половины покупателей советские торговые марки вызывают больше доверия, чем новые бренды. И дело тут не в ностальгии по старым временам.

- Люди привыкли к тому, что товары под советскими марками отличаются высоким качеством. Далеко не факт, что новые владельцы торговых марок Советского Союза смогут обеспечить такое же качество, - предупреждает Александр Торшин.

Андрей ИВАНОВ, газета «Красный Север».