Ученики 7-11-х классов белозерской школы № 1 получили в этом году необычное учебное пособие - сборник задач «Великая Отечественная война в фактах и цифрах по физике» от Ольги Парамоновой. Впрочем, в книгу вошли задачи, придуманные не только преподавателем физики и математики, но и ее учениками.

Идея соединения, казалось бы, совершенно разных по целям и задачам предметов - физики и исторического краеведения - родилась у Ольги Владимировны после того, как она пришла на работу в школу № 1 Белозерска. Ей хотелось заинтересовать учеников чем-то необычным, чтобы мальчикам и девочкам захотелось не только найти правильные ответы на трудные вопросы, но и расширить свой кругозор.

- В прошлом году подумала: а что я могу сделать для того, чтобы мои школьники не забыли героические страницы истории страны, города, района, помнили о подвиге своих земляков? - рассказывает Ольга Владимировна. - Так родилась идея составить сборник задач, первая часть которых содержала бы интересные данные военной поры, технические характеристики советских танков, самолетов и морских судов, а вторая позволяла бы школьникам произвести вычисления скорости, пути, времени, боезапасов для выполнения красноармейцами заданий по уничтожению фашистских захватчиков.

Все зимние каникулы учительница штудировала литературу о войне. Ей помогли сотрудники областного краеведческого музея. Много дало Ольге Парамоновой живое общение с ветеранами - участниками сражений Второй мировой войны.

Первое же знакомство школьников с краеведческими заданиями по физике показало, что ученики с большим интересом берутся за их решение. Более того, некоторые юные белозерцы сами захотели стать авторами задач.

В апреле 2015 года Ольга Парамонова презентовала задачник на областной научной конференции «Великая Отечественная война: проблемы междисциплинарного осмысления». Работа получила самые высокие оценки коллег-педагогов. В этом году она стала победителем регионального этапа XI конкурса «Учитель года» в номинации «За использование краеведческого материала в обучении».

Минувшим летом педагог отобрала для учебной программы 7-11-х классов 101 свою задачу по физике на тему Великой Отечественной войны.

Задачи строятся на биографиях Героев Советского Союза Александра Клубова, Михаила Жукова, Александра Панкратова, на изобретениях уроженцев Белозерского района братьев Шамариных. Часть задач сборника посвящена блокаде Ленинграда, в частности, передвижению транспорта по Дороге жизни. Не забыты и труженики тыла. В сборнике представлена роль Северной железной дороги, рассказывается о работе колхозов по сдаче продовольствия государству, об участии населения в сборе средств в Фонд обороны страны.

Ольга Владимировна готова поделиться собранными материалами с коллегами.

Из сборника задач Ольги Парамоновой

В боях за Ленинград немало примеров мужества, храбрости и отваги показали наши земляки - воины отдельной 12-й лыжной бригады: так, например, старший лейтенант Петр Васильевич Филатов - заместитель командира роты по политчасти, уроженец Шольского района - 16 января с группой бойцов организовал штурм дзотов противника, занял два дзота и удерживал их в течение 60 часов до решительного штурма наших частей. Исключительную смелость и отвагу проявил санитарный инструктор сержант Александр Васильевич Порошин из Белозерского района. Оказывая необходимую помощь раненым на поле боя, он сам лично вынес с поля боя 27 раненых. Какое давление на снег оказывали бойцы отдельной 12-й лыжной бригады, если средняя масса бойцов 70 кг, длина лыж 2,1 м, ширина 15 см?

В Вытегорском районе активно использовался аэродром в селе Девятины. Здесь базировались подразделения 72-го Петрозаводского отдельного Краснознаменного разведывательного полка. На самолетах У-2 забрасывались разведчики и партизаны в оккупированную финнами часть Карелии. Какую работу совершает самолет У-2 при взлетной массе 890 кг, если его скорость изменяется от 130 до 150 км/ч?

Уроженец Белозерского района Владимир Шамарин, работая на одном из артиллерийских заводов старшим конструктором, где разрабатывался 120-миллиметровый полковой миномет, впервые в мировой практике минометостроения разработал и под своим личным руководством довел до серийного производства оригинальную конструкцию цельноштампованной опорной плиты к этому миномету, которая по своим служебно-эксплуатационным и производственным характеристикам значительно превосходила конструкцию опорной плиты решетчатого типа. Опорная плита новой конструкции была принята в серийное производство в 1939 году. Задача: осколочно-фугасная мина ОФ-843 весила 15,9 кг, содержала в себе 2,67 кг тротила. Корпус мины был выполнен из сталистого чугуна. Чему равен объем мины? Найдите вес тротила.

Евгений СТАРИКОВ, «Красный Север».