Разве так бывает, чтобы все и сразу? Особенно если дело касается оформления документов. Очередь в одну инстанцию, в другую, в третью. И еще не факт, что обратившийся заявление правильно заполнил. Конец хождению по бюрократическому кругу должен положить принцип «одного окна», предполагающий оформление нескольких услуг одновременно. Об этом и других направлениях работы комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области рассказал журналистам на прошедшей в пресс-центре «Мурманского вестника» встрече председатель комитета Тимур ЛАПИН.

- Весь 2015 год мы работали над реализацией указа президента, касающегося доступности получения услуг через МФЦ, - пояснил Тимур Евгеньевич. - К концу года 90 процентов населения области должны иметь такую возможность. Мы справились с поставленной целью и достигли соответствующих показателей.

В настоящее время в регионе открыто 12 многофункциональных центров, и шесть заработают в ближайшее время, прием граждан ведут в 127 окнах. В этом году было оказано порядка 380 тысяч услуг. В прошлом этот показатель был намного ниже - около 240 тысяч. Чаще всего люди обращаются по вопросам регистрации по месту жительства и пребывания, замены и получения паспортов, постановки детей на учет для получения мест в детских садах. Впрочем, в МФЦ обращаются и за специфическими услугами, например, оформлением охотничьего билета.

Развертывание сети МФЦ преследует единственную цель - повышение качества оказываемых услуг. А это значит: отсутствие очередей, бюрократических проволочек, компетентность специалистов.

- Согласно нормативному показателю ожидание в очереди не должно превышать 15 минут, - отметил председатель комитета. - В это же время должен уложиться специалист, оказывающий услугу.

Журналисты скептически ухмыльнулись. Мол, знаем мы эти электронные очереди и обещания быстрого их прохождения. Как застрянет перед тобой какой-нибудь человек со сложным вопросом, так и просидишь час. Однако, по заявлению Тимура Лапина, в МФЦ готовы к самым заковыристым просьбам. В Мурманской области разработана автоматизированная информационная система, которая позволяет операторам в разы сокращать время на выполнение своих обязанностей.

- Автоматизированная система разработана нашими программистами, - с гордостью подчеркнул председатель комитета. - На рынке такой продукт стоит от восьми миллионов рублей и выше. Нам удалось сэкономить не только на приобретении программы, но и на ее обслуживании в будущем. Это позволит существенно сократить расходы муниципалитетов, в ведении которых находятся МФЦ.

Даже 15 минут ожидания в очереди могут стать невыносимыми, если в помещении душно, негде присесть и на голову сыплется побелка с потолка. В МФЦ предусмотрено все для комфорта посетителей, помещения отремонтированы, оснащены комфортной мебелью, учтены потребности маломобильных групп населения.

- В настоящее время разрабатывается механизм компенсации центра регионам за предоставление государственных услуг, - рассказал Тимур Лапин. - Услуги предоставляет муниципальный МФЦ, а пошлина за их оказание уходит в федеральный бюджет. Теперь эта несправедливость устранена, и половина полученных средств возвращается в областной бюджет, затем эти средства будут переданы в муниципалитеты.

Подводя итоги проделанной в этом году работы, Тимур Лапин отметил, что удалось перевести в другую плоскость систему официальных интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти. Они расположены на портале правительства Мурманской области, который функционирует на новой площадке. Вот уже полгода, как сайт занимает первое место по стране по ряду показателей: качество и поиск информации, архитектура, дружественный интерфейс. В будущем на портале правительства появятся сайты муниципалитетов.

- В тестовом режиме запущен сайт «открытый электронный регион», - рассказал Тимур Лапин. - Основными направлениями его работы являются: размещение открытых данных, предоставление гражданам возможности рассмотреть проекты нормативно-правовых актов, высказать свое мнение, вносить предложения по ним, а также по многим другим вопросам.

Председатель комитета рассказал также о том, что запускается региональный портал предоставления государственных услуг. Надо отметить, что он существовал и ранее, но был неудобным, медленным, пользователям было сложно найти нужную информацию. На новом портале аккумулированы все услуги Мурманской области, у него изменился интерфейс, структура поиска.

Конец года принес еще одну радостную весть. На территории Мурманской области успешно завершается программа создания объектов цифрового телевидения. Жителям крупных городов эта новость может показаться не столь уж и важной. А вот те, кто живет в небольших и отдаленных населенных пунктах, оценят ее по достоинству. Теперь у северян появилась возможность принимать телевидение в качестве спутникового при помощи обыкновенной антенны. Если телевизор старой модели, то понадобится еще небольшая приставка. Десять каналов телевидения и три радио абсолютно бесплатно и в высоком качестве получат под Новый год практически все жители региона. Около 40 объектов цифрового телевидения уже сданы, а пять запланированы на следующий год.

Анна ЗАЙЧЕНКО