8 июня депутаты Госдумы планируют рассмотреть во втором чтении проект закона по регулированию прибрежного рыболовства. А вчера на сайте ГД был опубликован тест законопроекта с поправками, рекомендуемыми профильным комитетом по аграрным вопросам к принятию.

"Обещанного три года ждут", - говорит пословица. Сегодня это особенно актуально звучит в отношении мурманских рыбаков-прибрежников. Три года - это, конечно, перебор, но вот уже почти год ждет своего решения главная проблема предприятий прибрежного промысла - фактический запрет потрошения и обезглавливания на борту траулеров рыбы, добытой в рамках прибрежной квоты. Проект изменений закона о рыболовстве, внесенный в ноябре 2020 в Госдуму, был призван решить этот "больной" вопрос рыбаков Северного бассейна. Вот уже с сентября прошлого года контролирующие органы предъявляли им претензии в связи с обработкой рыбы на борту.

В первом чтении поправки к закону "О рыболовстве" были приняты в феврале. Однако затем процесс движения законопроекта затянулся: не обошлось без дискуссий вокруг формулировок документа. И вот вчера, 3 июня, по сообщению информагентства Fishnews, текст законопроекта с поправками был опубликован.

- Мы все, конечно, очень ждем решения этого вопроса, - сказал сегодня в разговоре с корреспондентом "Мурманского вестника" председатель некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко. - Потому что все 14 наших рыбодобывающих предприятий работают сейчас на свой страх и риск. То есть, контролирующими органами все-таки записываются замечания капитанам судов, о том, что они все же идут в своей деятельности на нарушение закона. И то, что это делается вынужденно, их не оправдывает. Неожиданная загвоздка с запретом шкерить рыбу на борту больно ударила по деятельности многих наших предприятий. Из-за этой нормативно-правовой неразберихи мы недобрали определенное количество рыбы. Но, учитывая, что мы работаем исключительно на российский берег, выполняем нужды социалки, пограничники в данном случае пока идут нам навстречу и штрафных санкций в отношении судов не применяют. Хотя имеют на это полное право.

16 февраля Государственная дума приняла в первом чтении изменения в закон «О рыболовстве», касающиеся регулирования прибрежного промысла. Кстати, рыбаки узнали об этом от губернатора Андрея Чибиса. Он первым сообщил долгожданную новость на своей странице ВК. И подчеркнул, что поправки устраняют разногласия между рыбаками и надзорными органами и разрешают судам прибрежного лова переработку добычи в море, чтобы свежей доставлять ее на берег.

«Мы упорно добивались этих изменений, - написал глава региона. - Они помогут перезапустить прибрежный лов в Мурманской области! Благодарю коллег в федеральном правительстве за поддержку, а также лично вице-премьера Викторию Абрамченко и сенатора Константина Долгова за активное участие в решении острой проблемы».

Не сидят без дела и сами рыбаки. Только в течении последних шести месяцев Анатолий Евенко отправил около пяти-шести серьезных обращений во все столичные инстанции, чтобы сдвинуть воз нормативно-правовой неразберихи с места.

И еще одна тревожная проблема, похоже, поджидает наших прибрежников. По имеющимся у них сведениям, в эти дни прорабатываются серьезные меры по ограничению промысловой деятельности прибрежных судов в течение рейса только одним видом рыболовства: прибрежным или промышленным. Как считает Анатолий Евенко и его коллеги, такая новация в организации процесса рыболовства приведет к неизбежным потерям промыслового времени, значительному увеличению финансовых затрат и, как следствие, к вынужденному отказу от прибрежного рыболовства со всеми вытекающими отсюда последствиями, несмотря даже на наличие стимулирующего повышающего коэффициента для такого вида промысла.

- В настоящее время, если плохо идет спецпромысел по промышленной квоте, (проще говоря: "камбала, сайда и другие "неодуемые" виды рыб не ловятся"), прибрежное судно может перейти в другой район и начать ловить по прибрежной квоте треску и пикшу, - поясняет глава Ассоциации прибрежников. - То-есть, тем самым рыбаки могут компенсировать расходы на топливо и обеспечить добычу свежей рыбы до полного груза в короткие сроки.

Ну, а в случае принятия нормы, запрещающей вести параллельно два вида промысла - промышленный и прибрежный - эффективность работы рыбодобывающих и береговых перерабатывающих предприятий будет уменьшена в разы, судам придется работать только по одному виду разрешения. В этом случае объемы добычи упадут, снизятся зарплаты экипажей, так как у них преимущественно сдельная оплата труда, уменьшатся поступления в бюджет разных уровней. А еще в порт будет меньше доставляться свежей охлажденной рыбопродукции, произойдет значительный отток рабочих мест. Все это в целом негативно скажется на экономической ситуации как самих предприятий, так и региона.

Наши рыбаки хотят работать по закону, но главное их желание, чтобы закон не мешал, а помогал продуктивной рыбалке. И труженики моря очень рассчитывают, что до своего ухода на летние каникулы 18 июля депутаты Госдумы примут в окончательном чтении столь нужный им законопроект. И тем самым дадут "зеленый свет" полноценному промыслу на Северном бассейне.

Житель Варзуги может сесть в тюрьму на два года из-за двух рыб