Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Мурманской области и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по обязательному медицинскому страхованию на территории Мурманской области (Мурманский филиал АО «СОГАЗ-Мед» и Мурманский Филиал ООО «АльфаСтрахование-ОМС»), ведется непрерывная работа, направленная на обеспечение защиты прав застрахованных. Одним из направлений данной работы является рассмотрение обращений застрахованных лиц.

В 2020 году страховыми медицинскими организациями и ТФОМС Мурманской области рассмотрено 510 жалоб, поступивших от застрахованных лиц, осуществлено более 28 тысяч консультаций, поступивших на горячую линию по вопросам обязательного медицинского страхования и получения медицинской помощи. Следует отметить, что количество звонков, поступающих на горячую линию, в 2020 году выросло почти на 6 тысяч по сравнению с 2019 годом, что свидетельствует о повышении уровня информированности населения об имеющихся возможностях решить проблемы, возникающие при обращении в медицинские организации.

Больше половины жалоб, рассмотренных в 2020 году, были признаны обоснованными (58%). Основная часть обоснованных жалоб связана с получением медицинской помощи и включает в себя оказание медицинской помощи ненадлежащего качества или нарушение сроков оказания медицинской помощи, регламентированных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Мурманской области.

Следует отметить, что нередко жалобы пишутся родственниками застрахованных, считающих, что нарушены права их близких при оказании им медицинской помощи. В таких случаях в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования необходимо подтверждение от заявителя статуса законного представителя застрахованного лица, в отношении которого написано обращение, в противном случае заявителю либо будет отказано в проведении контрольно-экспертных мероприятий по обращению, либо они будут проведены, но без ознакомления заявителя с результатами проведенной экспертизы.

Нередко в своих обращениях заявители требуют компенсации морального и материального вреда за некачественно оказанную им медицинскую помощь. Так вот, ни страховые медицинские организации, ни Территориальный фонд обязательного медицинского страхования таким правом не наделены. В случае подтверждения фактов, указанных заявителями в обращении, требовать компенсации вреда можно только посредством обращения в суд. При этом юридическая служба ТФОМС или страховой медицинской организации может оказать помощь в составлении искового заявления.

Среди вопросов, поступающих на телефоны горячей линии, значительную долю (около 30%) составляют вопросы доступности и сроков оказания медицинской помощи, а именно невозможность записаться на консультацию к «узким специалистам» (офтальмолог, невролог, кардиолог и т. д.), а также длительные сроки ожидания некоторых видов исследований (компьютерная томография, ультразвуковые исследования).

Каждое поступающее обращение детально отрабатывается специалистами ТФОМС Мурманской области и страховых медицинских организаций, решения принимаются индивидуально по каждому обращению для организации максимально оперативной и эффективной помощи обратившемуся.

В случае если у вас возникли затруднения при получении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также вам оказали медицинскую помощь ненадлежащего качества или необоснованно отказали в предоставлении бесплатной медицинской помощи, необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию, где вы застрахованы по обязательному медицинскому страхованию, или в ТФОМС Мурманской области с письменным обращением или позвонить по указанным телефонам:

- Мурманский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»8-800-100-07-02

- Мурманский филиал ООО «Альфастрахование-ОМС» 8-800-555-10-01

- ТФОМС Мурманской области 8-800-301-13-32