Кромешная тьма полярной ночи, шторм с высотой волн 4 метра, сильный ветер в порывах до 25 метров в секунду, мороз минус 20 — в таких условиях сейчас идут поиски пропавших рыбаков из команды судна «Онега», потерпевшего вчера около 4 часов утра кораблекрушение в Баренцевом море близ Новой земли.

Вчера были спасены лишь два человека — второй помощник капитана Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин. Их подняли на борт СРТМ «Войково», которое находилось в непосредственной близости от «Онеги».

Как сообщило Североморское теруправление Росрыболовства, капитан «Войково» Ермаков вчера получил сигнал бедствия в 04:08 утра московского времени. В 04:12 судно пропало с навигационных систем. В это же время перестали наблюдаться бортовые огни «Онеги». По словам Ермакова, вследствие сильного шторма и низкой температуры (-15°C) шло активное обледенение. «Войково» немедленно направилось к месту катастрофы, где обнаружило двух членов экипажа «Онеги», которые были подняты на борт. По словам капитана, у спасенных членов экипажа не было следов обморожения, однако, они находились в шоковом состоянии.

По данным Североморского ТУ Росрыболовства, техническое состояние «Онеги» соответствовало условиям плавания в осенне-зимний период. Последнее освидетельствование судно проходило в октябре 2020 года в порту Архангельска.

Вчера на месте катастрофы работали суда «Войково», «Освейское», «Капелан» и «Антиас». В настоящее время к месту происшествия направляется спасательное судно Росрыболовства «Микула», которое прибудет туда завтра. Координация спасательной операции на месте возложена на капитана «Войково» Ермакова. Общая координация осуществляется Североморским ТУ Росрыболовства.

Как сообщила объединенная пресс-служба Росрыболовства, вчера в ходе заседания оперативного штаба было поручено организовать немедленную доставку спасенных рыбаков на берег. Кроме того, поручено оповестить всех судовладельцев и капитанов судов, находящихся на промысле, о необходимости неукоснительного соблюдения техники безопасности в зимний период. Это касается не только Северного, но и Дальневосточного бассейна, где 1 января начинается Охотоморская путина.

Сегодня поисково-спасательная операция в акватории Баренцевом море продолжается в 40 км от юго-западной части архипелага Новая Земля. Вчера на 16:30 (МСК) в месте крушения «Онеги» кроме четырех судов, был задействован также самолёт Ил-38 Северного флота с четырьмя спасательными капсулами на борту и специальным оборудованием, предназначенным для спасения терпящих бедствие на море. Поднята по тревоге группа пловцов-спасателей из Архангельска с необходимыми техническими средствами. При необходимости её перекинут к месту крушения.

Однако вчера в районе затопления судна судна было найдено только три спасательных круга. Поисковая операция продолжается и сегодня. Всего в поисковых работах задействованы 200 человек и девять единиц техники.

К сожалению, надежды на спасение живых членов экипажа осталось крайне мало, слишком много времени прошло в условиях суровых погодных условий. И хотя ранее сообщалось, что на борту затонувшего судна были специальные гидрокостюмы, которые позволяют длительное время находиться на плаву при низких температурах воды, в реальности воспользоваться ими в условиях промысла, когда одна часть экипажа напряженно трудится на вахте, а редкие свободные моряки, используют каждую минуту в каюте для отдыха и сна — практически почти невозможно.

Да к тому же слишком внезапно, по свидетельству спасшихся очевидцев, случилось крушение. Опрокидывание корабля, по их словам, было стремительным.

Почему затонула «Онега» предстоит разобраться целой группе следователей и экспертов. Предположения высказываются самые разные. Корреспонденту «МВ» удалось получить комментарий у председателя правления Союза рыбопромышленников Севера Владимира Григорьева.

— Да, судно старое, ему 41 год, но оно поддерживается в хорошем техническом состоянии, — отметил Владимир Юрьевич. — Предпосылок, что оно вышло в рейс не готовым к работе, я не вижу. Причем у этого ярусника нет ограничений по погоде, даже в сильный шторм он может оставаться в районе промысла. Задраить перекрытия, встать «носом на волну» и штормоваться — не страшно.

По мнению Владимира Григорьева, причиной катастрофы могло стать обледенение.

— Если был сильный мороз, градусов 20, то обязательно надо обкалывать лед, — уточнил глава правления СРпС, — Обязательно. Все свободные члены экипажа с ломом в руках выходят на эту вахту. Но, к сожалению, сейчас не лучшая подготовка экипажей. Хорошо, если у моряков остались какие-то старые навыки. Обкалываться при обледенении — это в ущерб рыбалке. И не всякий капитан на это пойдет. Это достаточно частая ситуация, — сказал Владимир Григорьев.

Он допустил, что сил небольшого экипажа могло не хватить на то, чтобы обкалывать лёд и одновременно вести промысел и обрабатывать улов. Но вот что именно послужило причиной катастрофы — человеческий фактор, шторм, неправильное маневрирование, чья-то ошибка — это предстоит выяснить специальной комиссии. Строить догадки просто нет смысла.

Сегодня рано утром на поиски пропавших членов экипажа траулера «Онега», вылетел патрульный самолет Ан-74 из Красноярска. Поиски моряков продолжаются, но сильный шторм, высокие волны, мороз оставляют мало шансов. Надежда только на чудо.