В главном здании Мурманского областного художественного музея сегодня открылась выставка "Большая картина". Экспозиция уникальна тем, что на ней представлены произведения больших форматов, что следует из названия. Часть из них ещё никогда не покидали запасники, другие "выходят" в люди редко, в рамках других выставок.
- Не вызывает сомнения, что великим художникам подвластны разные жанры. И что их фантазию не сковывала необходимость заполнять большую или меньшую часть холста, - рассказала главный хранитель музея Ольга Кузьминых. - Большая картина каждый раз это этап, результат многолетней и напряжённой работы, не всплеск сиюминутного, нахлынувшего озарения, а кропотливая реализация всех граней творческой личности - разума и чувства, знаний и проведения, ремесла и вдохновения.


Сам термин "большая картина" был сформирован в 18 веке, когда стали различать монументальную и станковую живопись, картины маленького, среднего и большого размеров. Таким образом большая картина выделилась в самостоятельное явление и в стране начала формироваться пространственная среда: салоны и специальные галереи, в дворцовых залах предоставлялись обширные плоскости стен и потолков, а возводившиеся музейные здания приспосабливались к размещению грандиозных полотен. В числе больших портретов преобладали парадные, в том числе конные, по европейской традиции. Нельзя не вспомнить и об известнейших масштабных полотнах - "Явление Христа народу" Иванова, "Последний день Помпеи" Брюллова, "Девятый вал" мариниста Айвазовского.

"Большой улов"
В зале мурманского музея можно увидеть картины, созданные представителями разных школ: московской, ленинградской и, конечно же, мурманской. Например, полотно Виталия Бубенцова "Большой улов", чье название говорит само за себя, а изображённый трал впечатляет своим объемом. Не меньше любопытства вызовут и работы Петра Рейхета, Льва Богомольца, Леонида Байкова, Харлампия Костанди, Бориса Заозерского, Юрия Подлясского и других.