МУРМАНСК. 11 апреля состоялось заседание комитета Мурманской областной думы по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению под председательством Владимира Мищенко.
Комитет рассмотрел вопрос о проектах федеральных законов: "О внесении изменений в федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса, участников референдума при проведении выборов, референдума.
Законопроектом предусматриваются исключение пятилетнего срока образования избирательных участков, участков референдума и закрепление возможности пересмотра перечня и границ избирательных участков, участков референдума, в том числе в целях создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума, что может реализовываться путем уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до 1500.
Кроме того, в целях обеспечения гласности на выборах в органы государственной власти Российской Федерации, когда для одного кандидата, избирательного объединения представляется крайне затруднительным направить наблюдателей на все избирательные участки, законопроектом предусматривается возможность установления более либерального подхода к назначению наблюдателей на избирательные участки. В частности, федеральным законом могут быть исключены требования о заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей, об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.
Законопроектом также вводится новый механизм обеспечения реализации активного избирательного права и права на участие в референдуме граждан, которые будут в день голосования находиться вне места своего жительства. Так, избирателю, участнику референдума может быть предоставлена возможность включения в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании заявления. Порядок и сроки подачи такого заявления, порядок обеспечения возможности голосования избирателя, участника референдума по месту нахождения устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данный механизм может применяться вместо досрочного голосования или открепительных удостоверений.
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации упрощаются требования к указанию адреса места жительства избирателя, участника референдума при поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Так, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Также, ужесточается административная ответственность в отношении членов избирательных комиссий, а именно увеличиваются штрафы:
- за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме - с 2000 - 3500 рублей до 30 тысяч рублей;
- за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, - с 1500 - 3000 рублей до 50 тысяч рублей.
Указанные положения нашли свое отражение в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (за исключением изменений в КоАП).
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования, что является дополнительной гарантией реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий и открытости избирательного процесса.
Принятие указанных федеральных законов позволит обеспечить проведение избирательных кампаний по выборам всех уровней, в том числе президента Российской Федерации в 2018 году, в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, а также обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации конституционных избирательных прав всех участников избирательного процесса.
Комитет принял решение поддержать концепцию данных законопроектов и предложить председателю Мурманской областной думы направить позицию о поддержке концепции в комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Читайте еще на сайте «Мурманского вестника»: 10 апреля в Госдуме Андрей Фоменко принял участие в парламентских слушаниях, посвященных законодательному регулированию приграничного сотрудничества в РФ