Тайна имени

Загадки в Кандалакше начинаются с самого начала. Взять хотя бы название города. Точное его происхождение до сих пор неизвестно. Даже навскидку в открытом доступе можно найти сразу несколько версий. К примеру, некоторые источники трактуют название «Кандалакша» как «сухое место среди болот у залива», происходящее от саамских слов «кант» и «лухт». Отдельные авторы исходят из того, что название «кандас» по-саамски означает - «вьюк», а «лухт» - залив, губа. В результате получается Вьючная губа - место, где в старину навьючивали оленей, чтобы продолжить заканчивающийся морской путь по суше.

И самый непритязательный вариант происхождения слова - от карельского «лакша» (залив) и «Канда» - имени реки, впадающей в этот залив. Но здесь возникает одна загвоздка - нынешний город стоит на реке Ниве, довольно далеко от Канды. Видимо, отсюда родилась еще одна версия. Что, возможно, Кандалакша изначально обосновалась как раз в устье Канды, а уже потом была перенесена к более полноводной Ниве.

Куда интереснее выглядит версия с налетом фольклора о том, что поселение основали на берегах порожистой Нивы два брата Кант и Лахти, простое слияние имен которых и дало ему название. Вариант посложнее предлагают сторонники «норманнской» версии. По их мнению, название Кандалакша образовалось путем сложной исторической и лингвистической трансформации имени Гандвиг, которым в ранние века называлось Белое море и Кандалакшский залив. С утратой влияния норманнов на этих территориях пользоваться им стали только в приложении к заливу, откуда он и стал в результате Кандалакшским.

Но, пожалуй, самой поэтичной можно назвать теорию исследователя Александра Минкина, который, проанализировав множество исторических, лингвистических, фольклорных и других материалов, написал: «И вот теперь я могу сказать, что найдена предположительно правильная расшифровка названия Кандалакша: «Губа матери-кормилицы». По его мнению, два слова, из которых состоит топоним, - карельского происхождения.

«Лакша», как мы уже знаем, означает - залив, губа. А слово «канда» трансформировалось из «кандая», являющегося в карельских свадебных плачах метафорической заменой термина «мать» (выносившая, выкормившая). Река и губа Канда и их окрестности длительное время были для многих поколений жителей этих мест доброй матерью, дающей богатые уловы семги, сигов, селедки. А по берегам находились основные покосы жителей. То есть местность эта щедро кормила своих обитателей, за что и удостоилась имени Канда.

Так или иначе, но имя Кандалакша прижилось, и в прошлом году носящий его город отпраздновал свой пятивековой юбилей!

Здесь жили феи?

Впрочем, если перейти к загадкам археологическим, то у Кандалакши есть все основания замахнуться и на куда более древнюю историю. Шутка ли, именно в ее окрестностях был обнаружен один из древнейших лабиринтов, которые еще называют вавилонами, на Земле. Археологи сходятся во мнении, что его датировка превышает две тысячи лет до нашей эры, что сопоставимо с египетскими пирамидами.

Выложенные камнями замысловатые ходы принято считать саамским изобретением, к функциям которого пытаются приписать то связь с высшими силами, покровительствующими охоте и рыбалке, то приспособление для запутывания душ умерших, то источник энергии для камлания. А кое-кто умудрился даже разглядеть в витиеватых узорах схему ловушки для ловли рыбы первобытным человеком.

Однако ничего более-менее вразумительного ни о происхождении, ни о назначении вавилонов до сих пор не может сказать никто. Зато общеизвестна страсть современных историков приписывать все непонятные артефакты к разряду культовых сооружений. К действительно научным гипотезам пока можно отнести связь лабиринтов Кольского полуострова с похожими сооружениями, обнаруженными на территории северной Европы. Их происхождение относят к кельтам, а название - Вавилон - некоторые исследователи полагают трансформацией Авалона - острова из кельтских мифов, населенного феями и усеянного яблочными садами. В Авалоне лингвисты видят производное от кельтского abal (яблоко). Добавить к этому очертания лабиринта, действительно напоминающие разрез яблока, и при желании этот пазл складывается уже в глобальную историческую загадку.

Прочувствовать самим всю энергетику четырехтысячелетнего кандалакшского Вавилона несложно. Он располагается в четырех километрах от города на побережье губы Малый Питкуль, куда от парковки ведет хорошо утоптанная туристская тропа.

В пучине вод вдруг серебро блеснет

Куда сложнее обстоит дело с более поздней, но все еще далекой от нас загадкой серебряного церковного колокола, который, по преданию, таят воды Нивы.

Святыню подарил мужскому монастырю, основанному здесь в середине прошлого тысячелетия для укрепления веры среди новокрещенных лопарей, Иван Грозный. Молва нарекла колокол серебряным, хотя точный состав материала до наших дней не дошел. Царский подарок прослужил Кокуеву монастырю около трех веков. Побережье Кандалакшского залива было лакомым куском и, следовательно, излюбленным местом десантирования всякого рода захватчиков - финнов, англичан, шведов, литовцев и снова шведов. А вместе с ним и монастырь с Кандалакшей. Считается, что главный колокол церкви Рождества Пресвятой Богородицы пропал в Крымскую войну в 1855 году.

Краевед Иван Ушаков описывает те попытки захвата Кандалакши как самую крупную операцию противника в ходе кампании на Севере. Однако местные жители и монах узнали о подходе англичан заранее и постарались спрятать все ценности. Что касается колокола, то, согласно преданиям, его сняли с места и с пением, молитвами и свечами понесли к реке. После отступления неприятеля собирались поднять святыню обратно, но в момент затопления случилось странное.

Абсолютно все легенды описывают, что как только над колоколом сомкнулась вода, на этом месте «встал огромный камень». По другим источникам, это место затопления завалили камнями сами монахи. В конце позапрошлого века в этих местах еще можно было услышать рассказы стариков о том, что, если подойти к реке и заглянуть в водоворот, глубоко на дне можно увидеть поблескивание через воду серебряных граней. И хотя никаких убедительных исторических доказательств существования серебряного колокола Ивана Грозного не сохранилось, попытки найти его продолжаются время от времени по сей день.

Не заметили горы

А вот свидетельств крушения под Кандалакшей в 1938 году - ровно 80 лет назад - крупнейшего в СССР дирижабля «СССР-В6», когда погибли 13 и выжили шесть аэронавтов, вполне достаточно, и фактических, и документальных. Более того, о нем помнят еще некоторые местные старожилы, а историки посвятили трагедии, фактически похоронившей все отечественное дирижаблестроение, несколько книг. Однако до сих пор не найден ответ на главный вопрос - почему экипаж крупнейшего в Советском Союзе дирижабля, который должен был прославить себя спасением папанинцев, не знал, что на его пути стоит гора Небло?

Гибель «СССР-В6» завела в тупик программу строительства дирижаблей в стране.

Предполагалось, что воздухоплаватели окажутся у льдины с терпящими бедствие полярниками быстрее вышедших им на помощь кораблей. По свидетельствам выживших членов экипажа, они были обеспечены всем необходимым. Однако, как пишет автор издания «РГ», собравший воедино все версии гибели дирижабля Артем Локалов, один из двух импортных радиокомпасов сразу вышел из строя. При этом предполагается, что и вторым аэронавты в критический момент не воспользовались, а вели гондолу по магнитному компасу. Это сыграло роковую роль.

Есть версия, что на картах, которыми пользовался экипаж, вообще не была отмечена гора Небло. Выяснить это невозможно, поскольку возникший сразу после крушения пожар уничтожил бумажные документы. Версия обледенения гондолы некоторыми историками ставится под сомнение, поскольку есть данные, что аэронавты поднимались на большую высоту и до Небло и должны были делать это после нее.

В день полета, которому сопутствовала сильная метель, сотрудники НКВД, которых подключили к операции по спасению папанинцев в последний момент, приказали зажечь вдоль железной дороги сигнальные костры, обозначавшие безопасный маршрут. Есть свидетельства, что их заметил штурвальный. Но по каким-то причинам этот ориентир экипаж «СССР-В6» проигнорировал…

На торжества по случаю спасения папанинцев выживших воздухоплавателей не пригласили. А о самой трагедии до недавнего времени старались лишний раз не вспоминать. Правда, не в Кандалакше. Несколько лет назад ученики школы № 10, которая находится на улице Аэронавтов, и члены местного клуба джипперов отремонтировали памятный знак, установленный на горе Небло в 70-х годах, и поднимаются к месту трагедии каждое лето.

Есть экспозиция и в краеведческом музее Долгопрудного, где строили «СССР-В6». Но главное, есть надежда, что хотя бы эта загадка из истории Кандалакши будет раскрыта. Когда с оставшихся документов снимут гриф «Совершенно секретно».

Использованы материалы открытых источников.