Наличие в военных городках и гарнизонах военной торговли в советские времена давало их жителям несомненное преимущество: военторг традиционно обладал лучшим товаром и в больших количествах. Однако в разрушительные 90-е годы военная торговля, казавшаяся прочной и стабильной, стала обваливаться с поразительной скоростью. В Североморске, как, впрочем, и в других флотских городах, остро встал вопрос, что делать дальше, кто будет обеспечивать жителей закрытых гарнизонов всем необходимым, особенно продуктами питания. Руководители разного звена настойчиво предлагали незамедлительно создавать сеть муниципальной торговли. Аргументы были весомыми: частные предприниматели захотят торговать дорогими и крупными товарами - бытовой техникой, одеждой, обувью. А вот кто повезет сюда копеечные картошку, морковь, капусту, лук - продукты, которые к тому же имеют тенденцию скоро портиться? Угроза грядущего голода казалась вполне реальной. На этом фоне глава Североморска Виталий Волошин принял тогда непростое и, по мнению большинства, рискованное решение: муниципальной торговли не будет, дадим дорогу молодому рынку.

Время показало, что риск, даже если он опирается только на интуицию, - дело вполне благородное. За минувшее десятилетие частная торговля и "бытовка" во флотской столице сделали стремительный марш-бросок и стали хорошо развитой инфраструктурой. Сегодня в городе работают 180 магазинов, 57 предприятий общепита, 77 точек бытового обслуживания. Большинство из них, чутко уловив желание покупателей не просто приобрести товар или услугу, а приобрести их в красивой, приятной глазу обстановке, обзавелись новыми площадями, сменили интерьер, не поскупившись на самые современные дизайнерские проекты, по примеру больших городов стали внедрять у себя новые формы маркетинга.

Четыре года назад тайное соперничество переросло в явное: городские власти объявили о проведении ежегодного смотра-конкурса на лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В отличие от предыдущих конкурс этого года проходил в три этапа. А это значит, что требования были более высокими, а оценки - объективными.

Конкурсный марафон собрал 20 участников, предложив им достаточно сложное "многоборье": нужно было доказать, что на предприятии четко соблюдаются все законодательные и санитарно-гигиенические нормы, что культура обслуживания не парадная, а повседневная форма бытия, что коллектив озабочен не только зарабатыванием денег, но активно участвует в общегородских мероприятиях и социальных программах. Большинство участников, что называется "бойцы" со стажем, не раз заявляли о себе и имеют на своем счету не одну победу. Что же заставляет их вновь и вновь втягиваться в борьбу? Зачем эта "проба сил" флагману еще советского общепита ресторану "Чайка" или популярному кафе "Урзу", где от посетителей и так нет отбоя? Оказывается, надо. По мнению участников, конкурс дает возможность "сверить часы", построить свою работу на уровне современных требований. А значит, двигаться вперед, привлекая клиентов и покупателей.

Победили прошлогодние призеры: магазины "Аня" и "Пять М" и ресторан "Чайка". Опыт, что ни говори, великая сила. Но и новички не ударили в грязь лицом: магазин "Малыш и Ко" впервые подал заявку на конкурс, и сразу - второе место.

На днях глава ЗАТО Виталий Волошин вручил призерам - а их по трем номинациям оказалось 11 - дипломы и памятные подарки.

Ирина СТАЛИНСКАЯ, Североморск