Старинный русский город Вологду, история которого началась в XII веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культурного Севера. Творения рук талантливых мастеров, умельцев, ремесленников - деревянные резные дома, берестяные туеса и короба, расписные и резные прялки, кованые узорные решетки - восхищают своей красотой, узорочьем форм. Заслуженную известность и широкое признание снискало вологодское кружево.

В Мурманском областном центре художественных ремесел открылась уникальная выставка "Современное искусство Вологды". На ней представлены работы ведущих художников и кружевниц вологодской фабрики "Снежинка", а также народные промыслы: керамика, плетение из бересты, роспись, тиснение, резьба по бересте, ткачество, вышивка.

- Эта выставка - часть большого проекта, который осуществляет Мурманский областной центр художественных ремесел, - рассказывает директор центра Ирина Сопина. - У нас уже побывали экспонаты из Архангельской и Ленинградской областей, Новгорода.

На нынешней выставке представлены работы из фондов Вологодской областной картинной галереи и музея кружевной фабрики.

"Снежинка" является продолжателем уникального высокохудожественного народного промысла. Кружевные изделия выполняются вручную, на коклюшках. Из льняной нити.

Вологодское кружево имеет богатую историю. Самые ранние дошедшие до нас вологодские кружева относятся к XVII столетию. Плетеное из золотых и серебряных нитей кружево украшало богатые светские и церковные одежды, было распространено в основном среди знати. К середине XIX века плетение кружева сложилось в промысел, которым занимались сначала сотни, а позже - тысячи мастериц в различных уездах обширной Вологодской губернии.

Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце XVIII века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно такими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде.

- В России существует пять центров кружевоплетения. Но сердцем этого удивительного искусства является фабрика "Снежинка", - продолжает рассказ Ирина Валерьевна. - Директор фабрики Владимир Школяр предложил поставить в Вологде памятник кружевнице. И его идею уже подхватили. На будущий год, когда будет отмечаться 180-летие возникновения организованного кружевоплетения, возможно, в городе откроют такой памятник. Подобные есть, например, в Барселоне и где-то в Финляндии.

Все кружева из фабричного музея. Некоторые работы созданы в прошлом веке, а есть и современные изделия из отдела готовой продукции. Кружевные болеро, скатерть - это произведения мастериц из эпохи социализма.

Кружевная дорожка "Клевер" - сороковых годов. Изначально это было огромное панно для выставки достижений народного хозяйства, сейчас оно хранится в Русском музее. А мастерицы сплели еще и дорожку с таким же узором.

Муслим Магомаев одно время щеголял в манишке от мастериц "Снежинки". Он сам придумывал себе сценический костюм: Приезжал на фабрику, где художник вместе с ним разработал рисунок кружевного аксессуара. Премоднейшая манишка, между прочим: нить с "искрой", благородный и одновременно воздушный узор. На выставке, конечно, не подлинник, а копия. После манишки остался сколок (специальная схема), по нему кружевницы и продублировали узор.

Тут же на выставке можно увидеть и мини-мастерскую кружевницы: подушка, коробка с нитками, звонкие деревянные коклюшки. Точно такие же приспособления и у кружевниц фабрики. Рядом стенд с фотографиями из рабочего цеха: сюжеты напоминают занятия по рукоделию.

Изделия "Снежинки" - удовольствие дорогое. Например, одна кружевная льняная скатерть будет стоить около сорока тысяч рублей. Свои уникальные произведения фабрика делает только под заказ.

Есть в Вологде и свои знаменитости среди кружевниц. Например, 85-летняя мастерица Вера Веселова. Плетет на дому и по сей день свои шедевры. А на "Снежинке" работает ее дочка. Некоторые работы Веры Веселовой представлены на выставке. Это сказочной красоты свадебный гарнитур: серьги и обруч на голову. И кружевное панно "Муза Батюшкова".

Еще одна визитная карточка вологодчины - береста. Узорчатые ларцы и шкатулки также представлены вниманию заполярных зрителей. Примечательно, что такая тонкая работа выполнена женскими руками.

Керамические свистульки поразили своими непривычно большими размерами: как будто делались под хорошую мужскую руку. Это тоже вологодский "акцент". Глиняное изделие после обжига еще и задымляют, получается черно-серый цвет.

Радуют глаз полотенца с праздничным узором: "Зимушка" и "Лето". Специалисты сразу узнают их происхождение: "О, Вологда!"

Берестяные скульптуры музыкантов - творения Л. Галкина, семидесятилетнего мастера. Гармонист у него с кудрями, да и пальцы у веселого широкоплечего парня не застыли на кнопках гармони, а играют - показаны в движении. И все - из бересты.

На Вологодчине действует программа возрождения традиционной народной культуры, одобренная губернатором. А лучшим домом народного творчества в России признан местный областной научно-методический центр культуры. Вологодские жемчужины прикладного творчества покорили Европу и Америку. А чем мы хуже зарубежья? До 3 октября можно полюбоваться на эти бесценные творения.

Ольга ФЕОФАНОВА