Вот уже 65 лет суда Мурманского морского пароходства бороздят океанские просторы, перевозя по всему миру необходимые людям грузы. У предприятия много заслуг, которые не раз вписывались золотыми буквами в летопись всей страны. Но главная - освоение Северного морского пути. Нет другой дороги, которая бы позволила столь же эффективно снабжать самые отдаленные пункты российского Крайнего Севера всем и переправлять на "большую землю" плоды труда жителей Заполярья. А не было бы нашего пароходства, управляемых его моряками ледоколов - и торосы на этой дороге стали бы неодолимым препятствием. Без преувеличения можно сказать, что именно наше пароходство держит руку на пульсе российской Арктики.

Сегодня у славного предприятия юбилей. По этому поводу газета публикует беседу с генеральным директором пароходства Александром МЕДВЕДЕВЫМ.

- К праздникам принято подводить итоги. Как нынче живет и трудится пароходство?

- Главное - достигнуты стабильность и финансовая устойчивость. Важнейшие показатели постоянно растут: к примеру, объем перевезенных грузов в 2003 году в сравнении с 2001-м увеличен на 45 процентов, на столько же - объем выполненных работ и оказанных услуг. Стоимость основных фондов за счет приобретения судов и строительства нефтеперевалочных комплексов за этот период возросла в 4,6 раза. Не менее важным показателем является благосостояние работников, а их среднемесячная зарплата увеличилась на 43 процента. Хорошие перспективы и в нынешнем году: хотя объемы перевозок запланированы немногим больше прошлогодних, но за счет повышения эффективности коммерческой эксплуатации флота доходы от его работы, как ожидается, прирастут процентов на 10.

Весьма перспективно для компании освоение и развитие новых видов деятельности, связанных с нефтеперевозками и организацией нефтеперевалочных комплексов в Печорском море и Кольском заливе. С момента ввода в эксплуатацию арктического подводного погрузочного терминала в Варандее в 2002 году и перегрузочного комплекса на рейде Мурманска в начале 2003-го объем перевалки составил 7,2 млн. тонн нефти.

- Каков нынешний потенциал компании? Каким флотом и береговой инфраструктурой она располагает?

- Наше пароходство первым в России получило международный сертификат на соответствие требованиям обеспечения качества и безопасности. Общее количество собственных и контролируемых транспортных судов - 47, их суммарный дедвейт 873 тысячи тонн. Компания занимает лидирующее положение на отечественном рынке морских транспортных услуг: ее доля в общем объеме перевозок судами под российским флагом составляет более 30 процентов. Мы обеспечиваем круглогодичные транспортные операции на Северном морском пути, выполняя здесь в последние годы до 80 процентов грузоперевозок.

Широко развита и береговая инфраструктура пароходства. Самый наглядный пример - два проекта по увеличению экспортных возможностей для российских нефтяных компаний, о которых я уже говорил.

- Своего рода символом ММП стали атомные ледоколы. Ныне они, являясь государственной собственностью, находятся у пароходства в доверительном управлении. Как известно, некоторое время назад на высоком уровне прозвучало намерение отказаться от этой схемы и создать для атомоходов отдельное предприятие. Это вызвало обеспокоенность и у моряков, и у властных органов области. Однако недавно Министерство транспорта решило, что предпочтительнее все-таки существующую и оправдывающую себя схему сохранить...

- Я думаю, восторжествовал здравый смысл. Наше пароходство управляет ледоколами с 1939 года, атомными - с 1959-го. Все эти годы оно постоянно доказывало, что делает это умело и эффективно, выполняя все без исключения государственные задачи. Поэтому речь надо вести не о каких-либо выгодах, которые компания якобы получает за счет доверительного управления ледоколами. Суть вопроса - надежное и безопасное функционирование Севморпути. А в этом заменить Мурманское пароходство сегодня просто некому. Да и зачем? Все звенья транспортного арктического комплекса неразрывно связаны, стоит вырвать одно - и система потеряет устойчивость, начнет давать сбои, которые скажутся на всех участниках.

- Будем надеяться, что споры вокруг этой проблемы остались в прошлом...

- И потому надо думать о будущем. Следует четко представлять: динамично развивать арктическую морскую транспортную систему невозможно без обновления как ледокольного, так и специализированного транспортного флота. Первое никакому отдельному предприятию не под силу. Только государство совместно с заинтересованным бизнесом способно кардинально обновить ледокольный флот. Сейчас Мурманское пароходство реализует научно-технические решения, которые позволяют продлить ресурс действующих ледоколов еще на 10-12 лет. А это дает определенный запас времени для строительства атомоходов нового поколения.

- Есть такая известная формула: основной капитал любого предприятия - люди.

- Полностью с нею согласен. Суда, техника - не самое главное, они мертвы без человека. Умелый и надежный коллектив - основа успешной работы. Наши специалисты имеют бесценный опыт: в течение нескольких десятилетий путем поиска, риска и проб они шли к тому, чтобы обеспечить в Арктике круглогодичную навигацию. Ведь она крайне важна для реализации огромных возможностей единственного на Севере незамерзающего порта Мурманск. Уже в течение 45 лет пароходство надежно обеспечивает проводку грузов по трассам Севморпути, используя атомные и дизель-электрические ледоколы, из них 25 лет - в круглогодичном режиме.

Говоря о коллективе, я бы особо подчеркнул: уникальные задачи, которые ставит Арктика, требуют для своего решения и людей под стать этим задачам. Не просто мастеров своего дела, но умеющих смело, нестандартно мыслить и действовать. Мы как-то подсчитали, и оказалось: на атомных ледоколах за всю историю флота подготовлено 24 капитана - это меньше, чем космонавтов в стране. То же можно сказать и о главных механиках, других ведущих специалистах. Так вот, уже стало традицией компании делать ставку на уникальных, я бы сказал, штучных специалистов. На людей, не только профессионально грамотных, но и преданных ледокольному флоту, гордящихся своей работой. Ценить и всячески поддерживать такое отношение к делу тоже в традициях нашего коллектива.

Непросто было, но мы добились смены экипажей ледоколов по схеме 4 месяца через 4. А ведь молодое поколение моряков, возможно, и не знает, что еще в 80-х и на транспортах, и на ледоколах работали без смены по 8-10 месяцев. И как работали! Каждая самовыгрузка на припай требовала от экипажей самоотверженного труда. Именно моряки пароходства обеспечивали снабжением полярные станции и отдаленные точки в Арктике, а также жителей труднодоступных районов. А это - незаменимый вклад в освоение Севера и обеспечение надежности морских границ.

Одна из добрых традиций пароходства - не забывать наших ветеранов, пенсионеров, помогать им по мере возможности. Ежегодно совет директоров утверждает при распределении прибыли компании сумму материальной помощи, которая распределяется советом ветеранов среди бывших работников - пенсионеров. И, конечно, мы им всегда искренне рады.

Вот и на 65-летие придут или приедут из других городов многие из тех, кто отдал компании лучшие свои годы. Они - наша живая история. А истории предприятия, связи поколений мы придаем особое значение. Не хлебом единым, не одной зарплатой жив человек. Ему необходимо чувствовать свою значимость, свою причастность к большому делу, которое измеряется многими десятилетиями. А значение Мурманского морского пароходства для развития и стабильной жизни не только Северо-Запада России, не только ее арктических территорий, но и страны в целом переоценить трудно. История тому свидетель.

Беседовал Владимир МИХАЙЛОВ.