(Продолжение. Начало в номерах № 146, № 147.)

3. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Развалины разрушенного бомбежкой дома - обугленные бревна, чуть припорошенные снегом. А рядом многоэтажные «высотки». Остов врезавшегося в землю и будто еще дымящегося немецкого самолета. А поодаль - знаменитая лестница от музучилища к первой школе. Люди во фронтовых шинелях и гимнастерках. А в стороне - вполне «мирные», одетые по моде, далекой от того грозного времени, спешащие по своим делам мурманчане. На дорогу выходит колонна солдат, впереди нее движутся две машины с пушками на прицепе...

Операторы снимают с нескольких точек. Им приходится трудно. С одной стороны, колесо обозрения, которое ни в коем случае не должно попасть в кадр, с другой - недавно построенная девятиэтажка - ей тоже не место на пленке. В обгоревших развалинах что-то ищут женщина и ребенок - собирают остатки своих и без того небогатых пожитков. У деревянного дома напротив стоит на костылях инвалид, еще совсем молодой парень. Ему больно смотреть на проходящих мимо солдат. Война оставила его без ноги. Война, война…

Это было в октябре 1970 года. В Мурманске снимали эпизоды фильма «Случай с Полыниным» по одноименной повести Константина Симонова. Повести, сюжет которой можно описать всего двумя словами - история любви. Любви странной и неожиданной, но чистой и глубокой.

Полковник авиации Николай Полынин - один из тех, кто защищает небо Заполярья. Боевые вылеты чередуются с короткими часами отдыха. Однажды на банкете в честь прибывших в полк английских летчиков он знакомится с Галиной Петровной - актрисой. До этого Полынин, не успевший прежде обзавестись семьей, слыл убежденным холостяком. Галя, хотя и была не раз замужем, в личной жизни встречалась лишь с неудачами. Редко приходится им видеть друг друга. Но когда это случается - неловким и неуклюжим от счастья становится полковник, светом радости загораются глаза актрисы.

Впрочем, в фильме многое не так, как в книге. По повести главные герои - ровесники. В картине же Галя, которую сыграла Анастасия Вертинская, намного моложе Полынина. И по характеру - чище и лучше, чем описано у Симонова. Сам полковник внутренне тот же, а вот внешне - другой. В повести он красивый, бравый летчик, но в фильме исполнивший эту роль Олег Ефремов - в ту пору главный режиссер МХАТа имени Горького - гораздо старше литературного персонажа и, если говорить откровенно, вовсе не красавец. Хотя это по большому счету детали, и на главное они не повлияли. Суть же своей работы режиссер «Случая с Полыниным» Алексей Сахаров, за плечами которого к тому моменту были фильмы «Коллеги», «Снежная сказка», «Чистые пруды», «Морские рассказы», определил на страницах «Полярной правды» так:

- Это тот случай в режиссерской практике, когда мысли автора и мои, то главное, о чем говорит повесть, совпали. Фильм рассказывает о любви, которая нам кажется не только радостью, но и величайшим испытанием человеческого характера. И Симонов, и я одинаково смотрим на любовь. Поэтому меня и заинтересовала повесть… Мы настаиваем на вечном, высоком значении любви.

Действие картины происходит на Кольском полуострове. Однако значительную ее часть отсняли в Подмосковье и в павильонах студии «Мосфильм». В общем, когда кинематографисты ехали в Мурманск, им оставалось уже не так много работы, но именно она должна была стать определяющей, создать фильму настроение, добавить достоверности, точности. По утверждению членов съемочной группы, Мурман невозможно снимать где-то в другом месте. Его природа настолько своеобразна, настолько неповторима, что дубляжа быть не может. «Мосфильмовцы» приехали не с пустыми руками - привезли с собой десять вагонов и платформ с оборудованием и снаряжением. И вот уже съемки идут на кораблях Северного флота, а на улицах Мурманска можно увидеть пушки и зенитки военных лет. А еще в центре города наскоро оборудовали прифронтовой госпиталь. О нем, пожалуй, стоит рассказать отдельно.

По сюжету, в одном из боев Полынин, израсходовав весь боезапас, таранит вражеский «мессершмит». Потом прыгает из самолета с парашютом, повреждает ногу и попадает в госпиталь. Там узнает, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Вот этот-то госпиталь и решили воссоздать в областном центре. Роль его «сыграл» старый, еще довоенный дом, находившийся на подъеме к Семеновскому озеру, чуть ниже современного маяка-мемориала, рядом со старой булыжной дорогой - «восьмеркой». На месте этого здания, точнее на его фундаменте, располагается ныне площадка, покрытая плиточным камнем. А тогда, в октябре 1970 года, здесь хозяйничали «киношники». Готовились к работе операторы. Ефремову и Георгию Буркову, по фильму сослуживцу Полынина Грицко, накладывали грим - первому рисовали шрам на лице, второму приклеивали усы. Актрисе Нине Спиглазовой, игравшей безнадежно влюбленную в полковника медсестру, подбирали одежду. Овчинный тулупчик ей подошел, а вот меховую шапку пришлось в итоге сменить на косынку. Наконец режиссер взял в руки мегафон:

- Внимание. Приготовиться!

Зажужжала кинокамера. Вот как описывала дальнейшее в «Полярке» журналистка С. Баранова: «Открывается дверь, и на крыльцо выходит прихрамывающий Полынин в сопровождении медсестры. Он с удовольствием вдыхает свежий воздух, «принюхиваясь к погоде», между прочим, отказывается от помощи медсестры и довольно улыбается, завидев Грицко, который уже спешит ему навстречу. По-дружески поздоровались и спускаются вместе вниз по лестнице… Вот и весь эпизод. На экране он промелькнет за секунды, но чтобы запечатлеть его на пленку, потребовались долгие часы репетиций, подготовки, съемок».

К участию в массовке режиссер за небольшую плату активно привлекал мурманчан. Подходящие типажи искали по всему городу. Агафью Семеновну Башлыкову, которая всю войну трудилась на животноводческой ферме в совхозе «Арктика», нашли в ее собственной квартире, пенсионера Дмитрия Емельяновича Евсеева, бывшего строителя, встретили в гастрономе, а к пенсионерке Ефросинье Васильевне Усаченко подошли на остановке у кафе «Юность». Для Сахарова это были не статисты, но люди, пережившие военное лихолетье и, следовательно, незаменимые помощники в работе. Тем более что жители областного центра добровольно консультировали киногруппу на предмет исторической достоверности того, что снималось. К примеру, один из таких консультантов подсказал, что в окнах домов, попадавших в кадр, не должно быть стекол - при бомбежках все повышибало.

В общем, пожилые мурманчане относились к делу ответственно, серьезно.

- Не за трояк пришла сюда сниматься, - говорила Ефросинья Усаченко, - а в память о том тяжком времени.

А самым привередливым артистом оказался… снег. Для съемок он был необходим, но в ту осень, как нарочно, не спешил выпадать. Даже у нас, за Полярным кругом. Его ждали, звали, ругали, умоляли, словно капризную кинозвезду. Но все равно на сцену с госпиталем пришлось срочно искать снегозаменители. В итоге для воспроизведения в кадре зимнего покрова использовали длинное белое полотно, мел и даже нафталин. Но лучше всего подошла пена из пожарного шланга. Когда ее в качестве эксперимента пустили в дело, она сразу же заволокла все вокруг, расплылась белой пышной массой. Так что снег на экране получился даже лучше природного, который и впрямь, как настоящая «звезда», не замедлил пойти, едва только убедился, что на съемочной площадке вполне могут обойтись без него.

Другие артисты были не столь привередливыми, но не менее «звездными». Сахарову удалось собрать под одной «кинокрышей» мастеров экстра-класса. Судите сами: Нонна Мордюкова, Олег Табаков, Георгий Бурков, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов - актеры недюжинного таланта, невероятного обаяния - что ни имя, то отдельная глава в истории отечественного кинематографа. Кстати, Ефремов, находившийся тогда на пике популярности, в перерывах между съемками успел поделиться с мурманскими журналистами своим пониманием характера Полынина. На вопрос, что в его герое самое важное, он ответил так:

- Чистота. К сожалению, я в действительности старше Полынина. Все эти мысли и желания приходят с возрастом. Я вот только сейчас убеждаюсь, что чистота человека - свидетельство его силы и какой-то нерастраченности. И вижу в этом большой смысл.

Фильм «Случай с Полыниным» вышел на экраны страны в начале 1971 года и занял свое особое, неповторимое место в истории «важнейшего из искусств». Его до сих пор иногда показывают по центральным телеканалам. И, вглядываясь в усталое и доброе лицо Ефремова, в мечтательную, поэтичную Вертинскую, невольно веришь, что все, о чем повествуется в картине, произошло на самом деле. Что в годы Великой Отечественной действительно служил на нашей Кольской земле такой летчик, у которого все именно так и было. И сопереживаешь героям. И поскольку финал у ленты открытый, надеешься, что Галина с Полыниным обязательно встретятся - уже в другой, мирной жизни. И будут вспоминать наш край - обожженный войной, суровый и прекрасный. Край, где свела их судьба - сначала в книге, потом на экране.

(Продолжение следует.)

«Мурманское кино»

Арктический вектор «Мурманский вестник» от 05.08.2008

Путь к причалу «Мурманский вестник» от 06.08.2008

История любви «Мурманский вестник» от 07.08.2008

На экране флот «Мурманский вестник» от 08.08.2008

Взлетная полоса «Мурманский вестник» от 09.08.2008

Заполярные сказки «Мурманский вестник» от 10.12.2008

Два фильма об одном конвое «Мурманский вестник» от 11.12.2008

Кинотеатры - от сарая к дворцам «Мурманский вестник» от 16.12.2008

Хибинфильм «Мурманский вестник» от 20.12.2008

Норвежский король плакал на премьере «Мурманский вестник» от 24.12.2008

Фото:
Эпизод фильма «Случай с Полыниным».
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ