Оказывается, дороги Мурманской области если не лучше, то никак и не хуже, чем в других регионах России, а по некоторым показателям - и в соседней Финляндии. По крайней мере, в этом убежден начальник Государственного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области («Мурманскавтодор») Олег СОКОЛОВ. И уверяет, что дело вовсе не в защите чести мундира.

- Начнем с итогов уходящего года. Когда мы договаривались о встрече, вы предупредили, что особо хвастаться будет нечем...

- Ну, допустим, это я немного поскромничал. Хотя на сегодня состояние регионального бюджета действительно не позволяет заниматься в полном объеме строительством новых дорог. Так что главная для нас задача - сохранить то, что имеем. Содержать в должном порядке, производить хотя бы мелкий ремонт. Тогда «прорвемся». На следующий год предусмотрено финансирование деятельности предприятия в размере порядка 800 миллионов рублей по сравнению с миллиардом в этом году. Но уже на 2012-2013 годы планируется существенное увеличение выделяемых нам средств.

Впрочем, мы и сейчас, несмотря на не закончившийся еще кризис, не сидим на месте. В этом году после ремонта ввели в эксплуатацию автоподъезд к поселку Лиинахамари. Освоено 18 миллионов рублей. По Терскому берегу отремонтировали участок Умба - Варзуга. Здесь освоено порядка 42 миллионов рублей. По этим дорогам люди уже ездят и - хвалят. Привели мы их в порядок надолго. Также в текущем году по поручению губернатора Мурманской области выполнен серьезный ремонт на автодороге Лотта (Кола - госграница) от нулевого до 64-го километра. Там на некоторых участках пришлось отказаться от обычного «ямочного» варианта ремонта - в таком плачевном состоянии они были. В одном месте попросту вырезали длинный кусок покрытия во всю ширину и вместо него положили новый.

На той же Лотте всего две недели назад сдали в эксплуатацию последние 13 километров уже не отремонтированной даже, а реконструированной дороги. Отличие тут в том, что реконструкция - это не засыпка отдельных ям, а замена не менее 40 процентов дорожного полотна. Покрытие уложили еще летом, а сейчас завершили установку дорожных знаков и барьерного ограждения. Нормы позволяют проводить такие работы в зимних условиях. Осталось только заново покрыть мосты, их там четыре. Это сможем сделать уже в следующем году. Теперь это 230 километров добротной дороги до самой Финляндии.

Наше госучреждение выступает в роли заказчика на исполнение работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог регионального значения. Подрядчиков выбираем только с помощью конкурсов. В этом году для нас постаралось мурманское управление «Спецдорстрой». Качественно заасфальтировали автоподъезд на въезде в Мурманск от знаменитого символа города - «кораблика» - до верхнего разворотного кольца.

- Участвовать в тендерах на проведение работ на дорогах как регионального, так и федерального значения на территории области могут на равных организации и компании со всей страны. Выбираются самые достойные. С этим как-то связано ваше утверждение, что дороги у нас даже лучше, чем в иных субъектах Российской Федерации?

- В первую очередь это относится к федеральным трассам. Они сейчас везде приводятся в порядок. И наша «ленинградка» от Карелии до норвежской границы в очень даже неплохом состоянии. Последние 3-4 года в нее вкладывается по полтора-два миллиарда рублей, и мы много чего смогли сделать с помощью федерального бюджета. Для реализации перспективных проектов действительно планируется привлекать через конкурсы лучших. В частности, имеющих большой опыт в строительстве мостов. Планируется возвести новые мосты через Широкую Салму, Канду, Печенгу. Через последнюю, например, будет тянуть сооружение очень сильный новгородский мостовой отряд. Кстати, мост через Кольский залив строили архангелогородцы, на тот момент лучший отряд в России.

- Сейчас много надежд на гигантов нефтегазовой индустрии. Мол, придут они на Кольскую землю и щедро подкинут деньжат на строительство тех же дорог. Этот оптимизм оправдан?

- Они и собираются помогать. Знаю, что между губернатором Мурманской области и концерном «Газпром» уже есть соглашение, предусматривающее софинансирование строительства дороги на Териберку. Того самого грунтового участка, вызывающего столько нареканий. Только из регионального бюджета такой объем работ долго еще не потянуть. Совместно - вполне реально. Или, скажем, какая-то компания задумает подвести дороги к своим новым объектам на западном берегу Кольского залива и обратится к нам - мы готовы сотрудничать. Но, опять же, на условиях софинансирования и с использованием нашей техники.

- Кстати, как насчет имеющегося у «Мурманскавтодора» технического парка?

- Техника имеет свойство устаревать, и обновление необходимо. Но вот в прошлом году губернатор Дмитрий Дмитриенко лично передал нам 3 автобуса-«пазика» для перевозки людей в отдаленные районы на работу вахтовым методом. Получили также 3 новые комбинированные дорожные машины и 2 автогрейдера. Они уже в работе. До конца текущего года ждем еще поступление: грейдеры, автопогрузчики, шнекороторы. Так что и региональное правительство не забывает, и сами прикупаем по возможности, и в лизинг берем. Без техники нам никуда.

- Известно, что современными технологиями с предприятием готовы поделиться и финские коллеги?

- В рамках приграничного сотрудничества недавно подписан договор об участии «Мурманскавтодора» и наших коллег из Архангельска в новом российско-финском проекте «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренцевом регионе». Главная его цель - сокращение различий между качеством российских и скандинавских дорог, применение зарубежных ноу-хау в наших условиях.

Интерес здесь, между прочим, взаимный. Недавно мы встречались с мэром одного из приграничных финских городов. Он объяснил так: к ним в Лапландию, на родину Санта-Клауса, приезжает масса туристов со всего света. Но, вдоволь пообщавшись со знаменитым «дедушкой», они начинают посматривать в сторону такой близкой России. Она по-прежнему для них привлекательна. Так почему бы не предоставлять туристам сразу два удовольствия в одном флаконе? Расстояние-то всего ничего. Но надо обустроить дороги кемпингами, кафе, бензоколонками и прочей инфраструктурой. В этом-то нам есть чему поучиться.

Зато, признавался мэр, сами финны, побывавшие в Мурманске, укоряют свои власти в худшем, чем у них, ведении дорожного хозяйства по ряду показателей. Да, само покрытие дорог у них качественнее, но уж больно они узкие. У нас ширина обочины 1,5 - 2 метра, там - 30 сантиметров. Да еще делают по краям защитный валик. Зимой из-за этого проезжая часть резко ограничена - не разъехаться. Вот так, уж поверьте! Хотя, конечно, дорожная техника там и современнее, и - главное - универсальнее, со сменным навесным оборудованием. Но ничего, улучшится финансирование - догоним и перегоним. Иначе никак - дороги требуют серьезного к себе отношения. Я всегда говорю: к любому аэропорту, железнодорожному вокзалу сначала надо подъехать по автодороге. Да и скорая помощь, пожарные к нам на помощь по дорогам ведь спешат. Так что будут в порядке дороги - будет продолжаться и жизнь.

Фото: