Заместитель губернатора Мурманской области Юрий Сердечкин занимает свой пост уже более полугода, променяв на Кольский Север Москву, где работал в правительстве РФ и контрольном управлении президента. Он курирует жизненно важные сферы, пожалуй, сферы - рекордсмены по вниманию со стороны населения - энергетика, ЖКХ, дороги, наземный транспорт, тарифы. В интервью вице-губернатор рассказал, как область будет уходить от мазута, когда ждать повышения тарифов, будет ли в срок построен железнодорожный мост через Колу, а также признался, зачем приглашает друзей из Москвы отдыхать на Севере.

- Юрий Валерьевич, 2 февраля вас представили на оперативке в областном правительстве как нового вице-губернатора. Как вы восприняли приглашение на новую работу, что оказалось самым сложным на новом месте?

- Переезд в Мурманск был осознанным шагом. Я сам попросил губернатора Андрея Чибиса принять меня в его команду, чтобы на практике, на земле применить то, чем занимался последние 20 лет в федеральных структурах - энергетикой и коммунальным хозяйством. Не могу сказать, что переезд оказался сложным. Раньше приезжал сюда с проверками, пока работал в администрации президента, и осталось хорошее впечатление от региона. Когда переехал в Мурманскую область, все мои ожидания оправдались.

- Насколько полезен прежний, федеральный опыт работы?

- Есть некоторые различия в подходах. Время реагирования на задачи на федеральном уровне несколько короче, в регионе эти процессы иначе протекают. Но, безусловно, я приехал не на пустое место, команда Андрея Владимировича работала уже почти год. Я хорошо знал этих людей, потому что мы раньше пересекались по долгу службы, и мне было очень комфортно к ним присоединиться.

- Вы курируете очень серьезные направления - транспорт, энергетику, ЖКХ. Начнем с первого. Какие будут первоначальные шаги?

- Сразу скажу, что транспорт передан мне относительно недавно, около месяца назад. Этот блок был передан мне от вице-губернатора Ольги Кузнецовой, потому что на ней очень много важнейших задач, в частности, территория опережающего развития. А транспорт, как и жилищно-коммунальное хозяйство, это одна из социально ориентированных сфер. Услугами транспорта, как и услугами ЖКХ, люди пользуются постоянно, сложные ситуации здесь видны сразу. При этом многие процессы управления в транспорте и ЖКХ похожи. Я также курирую вопросы ценового тарифного регулирования, а большая часть маршрутов выполняются по регулируемым тарифам. Поэтому набор сфер у меня вполне логичен и сочетаем.

- Общественный транспорт в муниципалитетах планировалось передать под эгиду области. Этот план сохраняется?

- Да, конечно, план сохраняется. В первом чтении Мурманская областная дума уже приняла проект закона, который предусматривает передачу полномочий по организации перевозок от муниципалитетов к субъекту Федерации. Это полномочия по организации самих маршрутов, финансовому обеспечению деятельности перевозчиков. В ближайшее время областная дума рассмотрит проект во втором чтении. Эти изменения направлены на организацию более правильной системы деятельности, ведь сегодня маршрутную сеть определяет муниципалитет, а финансовую ответственность несет область. Мы понимаем, что если полномочия будут сосредоточены в одних руках, мы сможем оптимально планировать маршрутную сеть и все финансовые расходы. Конечно, нужно улучшать состояние парка, он нуждается в обновлении, особенно если мы говорим об автобусах и троллейбусах. Они хоть и находятся в пределах срока эксплуатации, но значительная часть уже за пределами срока амортизации. Комфортность перевозок - это не только сам транспорт, но и место, где пассажир ожидает транспорт: остановочные комплексы. Сегодня уже предусмотрены шаги по улучшению транспортного обслуживания. Это будет расширение сети остановочных комплексов, адаптированных к климатическим условиям. Такой северный вариант остановок. Они будут оборудованы табло, чтобы человек мог сориентироваться, как долго ждать транспорта.

- А железнодорожные маршруты будете развивать?

- Если говорить про электрички, это направление не очень развито и не очень востребовано у нас. Существуют маршруты Пояконда - Кандалакша, Кандалакша - Апатиты и Апатиты - Мурманск, и практически все. Более того, это сезонная электричка, востребованная в основном в летний сезон, когда люди передвигаются на дачи, к изумительному Терскому берегу. Но развивать будем. Уже сейчас готовится прямой маршрут Мурманск-Кандалакша, пока что он будет двигаться от станции Выходной.

- Как раз вопрос про Выходной. Какова ситуация с железнодорожным мостом?

- Еще раз хотелось бы сказать спасибо нашим коллегам из РЖД и военным за то, как оперативно осуществлялось возведение объездного участка. На сегодня обстановка абсолютно контролируемая. Работы идут в графике, ввести мост в эксплуатацию обещают не позднее 1 октября. Осталось недолго, и мы надеемся, что ограничения будут сняты, и Мурманск заживет полноценной жизнью.

- В этом году выделили больше финансирования на ремонт и реконструкцию дорог. Успеваем ли мы все сделать в срок? Будет ли и дальше расширяться финансовый поток?

- Есть определенные сложности организационного порядка, они связаны с дорогами в Мурманске. Вероятнее всего, это вопросы взаимодействия заказчика и подрядчика. Сегодня мы в ежедневном режиме занимаемся координацией процесса завершения всех работ. В городе Мурманске ремонтируются 27 объектов. К сроку, который был установлен губернатором, а это 1 сентября, завершено лишь несколько объектов. Все остальные будут завершаться до конца сентября - это по тем графикам, которые предоставил город. Мы не сорвем национальный проект и все сделаем до снега. Остальные проекты по ремонту дорог в области завершены вовремя и в хорошем качестве. Есть некоторые некритические замечания, они оперативно исправляются подрядными организациями. Качество региональных дорог сейчас подтягивается, это не быстрый процесс. Хотя в целом региональные дороги находятся в неплохом состоянии. Уверен, что объемы финансовых средств, которые есть сегодня, не уменьшатся и дальше.

- Еще один актуальный для северян вопрос - насколько область готова сегодня к отопительному сезону?

- Область к отопительному сезону в целом готова. Всегда есть что улучшить, но если мы посмотрим базовые параметры, технические мероприятия, которые нужно было сделать - программа замены участков тепловых сетей, закупка необходимого оборудования, - все это сделано. В ходе проверки готовности мы, конечно, не могли посетить все наши объекты, ведь на территории региона сегодня действует порядка 120 котельных. Мы выбирали проблемные объекты, которые вызывают вопросы. Мы были в Алакуртти, посетили Умбу, Ёнский, Зеленоборский, Североморск. Кстати, в Североморске в этом году впервые с 1976 года проведен капитальный ремонт, а точнее, полная замена большого сегмента магистрали, порядка полутора километров.

- Есть ли сегодня вариант ухода от мазутозависимости?

- Это, действительно, самый сложный, тяжелый из вопросов. К примеру, котельная «Северная» в Мурманске была введена в эксплуатацию в 1965 году, для теплоснабжения изначально использовала уголь, от которого быстро отказались, поскольку выгоднее было использование мазута. Но последние годы мазут для Заполярья абсолютно невыгоден. Прежде всего потому, что очень сильно меняется в цене, мы не можем спрогнозировать ее. Когда мы закладываем в тарифы определенные средства на модернизацию, как правило, их не хватает, потому что дорожает мазут. Поэтому продолжаем работать над диверсификацией нашего топливного баланса, нас поддерживают на уровне правительства Российской Федерации, утверждена дорожная карта ухода от мазута. Она включает в себя большое количество мероприятий, часть из них уже реализуются. В первую очередь речь идет о небольших населенных пунктах, где мы можем достаточно оперативно поменять то оборудование, которое используется.

В этом году уже завершилось строительство котельной в Ёнском, она будет использовать уголь. Но в текущих реалиях уголь не везде доступен, только в малых населенных пунктах это целесообразно. Во вторую очередь мы понимаем, что на территории Мурманской области есть торф, избыточная электроэнергия. Кольская энергосистема замкнута, но это временно, уже в следующем году будет построена линия через проливы. Это повысит надежность системы и даст финансовую выгоду. Конечно, у нас есть и несколько других проектов, которые находятся на стадии расчетов. Для нас очень важны проекты котельных, которые используют местный тopф. Три такие котельные в Умбе уже построены, четвертая будет скоро завершена - есть все шансы запустить ее в октябре. Уже сейчас мы видим, что этот проект достаточно интересен. Конечно, снижение тарифов сразу не произойдет, напомню, они и так субсидируются, область тратит на это много денег. Но, реализуя подобные проекты, мы снижаем объемы бюджетных субсидий, и средства, которые мы сможем сэкономить на этом, можно будет направить на дальнейшую модернизацию. Второй плюс котельных, которые работают на торфе, - это сохранение средств в регионе. Ведь в случае мазута 70-80 процентов себестоимости отопления - это цена топлива, и деньги мы отдаем продавцам. А в случае торфа - это наши рабочие места, это наша добыча, и средства останутся в регионе.

- Как идет проект по использованию коммунальных отходов для получения тепла?

- Мы находимся на начальной стадии внедрения RDF-топлива. Компания «Управление отходами» проводит эксперименты, чтобы правильно подобрать фракцию отходов для сжигания. Это необходимо для того, чтобы существенно сократить количество вредных выбросов при сжигании мусора, сделать процесс более экологичным. До сих пор попытки не были особенно успешными. И лишь эксперимент, который был проведен буквально недавно, оказался более удачным, фракцию удалось подобрать правильно. Сейчас им поставили новый шредер для разделения отходов, и теперь будем смотреть уже использование отходов в промышленных масштабах. Это решение проблемы и мусора, и энергетики. Конечно, мы не сможем перевести наши большие объемы генерации на RDF-топливо, но если мы можем хотя бы в небольших населенных пунктах перейти на него, это будет шаг вперед. Мусоросжигательный завод в Мурманске уже используется, большая часть теплоэнергии подается на Восточную котельную.

- Вернемся к моменту Вашего переезда на Север. Помните, что больше всего здесь удивило или, наоборот, расстроило?

- Я благодарен своей специальности. У меня сейчас есть возможность проехать весь регион. Единственно, пока не добрался до таких отдаленных мест, как Краснощелье и Островной. Конечно, главное впечатление - это изумление красотой природы. Это перепад от аскетичной Териберки до многокилометровых песков Кузомени. Это спокойная, тихая Варзуга. Только хорошие эмоции, даже несмотря на то, что в поездках приходится по 18-20 часов проводить в машине. Все, что приходится увидеть за окном, радует глаз.

- Готовы ли проводить и свободное время, отпуска на Севере?

- У меня немного свободного времени. Но когда оно есть, провожу его за городом. У меня здесь появились новые друзья, и не только люди - это замечательные собаки хаски, олень Ярик в одном из парков, который всегда узнает меня. Ко мне приезжают друзья из Москвы. Каждый раз, когда я рассказываю им про Север, зову сюда, - я делаю это так, что им невозможно отказаться.

- То есть попутно продвигаете местный туризм?

- Ну не то чтобы специально. Я просто искренне рассказываю о своих впечатлениях.