В конце прошлой недели в Москве состоялось очередное заседание Совета законодателей (органа, объединяющего руководителей законодательных собраний РФ). В его работе принял участие член президиума Совета, председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов. Вчера на пресс-конференции он рассказал об основных итогах форума:

- Заседание было посвящено законодательному обеспечению разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Присутствовали председатели 82 из 89 законодательных органов субъектов Федерации, а также Президент Путин, генпрокурор, министры российского Правительства, полномочные представители Президента в федеральных округах и другие чиновники.

В кратком вступительном слове Президент напомнил, что более полутора лет назад мы начали работу по разграничению предметов ведения между различными уровнями власти. Это было обусловлено тем, что в Конституции пока недостаточно прописаны конкретные полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. С тем чтобы определить ответственность каждого из уровней власти, необходимо было принять соответствующие законы. Они уже приняты и сформулированы прежде всего в законе об общих принципах организации законодательной и исполнительной госвласти субъектов РФ и в законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Затем выступили председатель Совета Федерации Сергей Миронов и представители ряда российских регионов (всего 17 человек).

Было подчеркнуто, что очень часто субъекты РФ высказывают недовольство в связи с централизацией финансов. Ведь осуществление любого полномочия нуждается в определенных расходах (у российских субъектов таких полномочий 41). Между тем в последние годы наблюдается централизация финансов и отток средств из субъектов в федеральный бюджет. Так, Мурманская область в результате изменения налогового законодательства потеряла около 4 миллиардов рублей доходной базы. А компенсации из центра значительно ниже понесенных потерь.

Предполагается, что финансовое обеспечение административной реформы будет закреплено изменениями в бюджетном кодексе. Он должен предусмотреть наличие нескольких фондов, в том числе финансовой поддержки регионов. Затрагивают изменения и порядок финансирования ЗАТО. Мы обращались во все уровни власти, чтобы был сохранен прежний порядок. К сожалению, не похоже, что так и будет, он претерпит изменения и, думаю, не в лучшую для ЗАТО сторону.

По словам Павла Сажинова, на заседании Совета законодателей большое внимание было уделено реформе местного самоуправления. Эта работа повсеместно затянулась, необходимые законы в регионах принимаются с большими трудностями. Видно это и на примере нашей области. Причина заключается и в том, что исполнительная власть продолжает действовать старыми методами, а ситуация меняется, и к наделению органов местного самоуправления полномочиями надо подходить по-иному.

У нас сегодня, сказал Павел Сажинов, 25 муниципальных образований. Губернатором в областную думу внесен проект, увеличивающий их число в 1,5 раза. И тем не менее депутаты этот законопроект отклонили. Потому что он не учитывает всех особенностей городских и сельских поселений Кольского края. Для сравнения: в Новосибирской области 470 муниципальных образований, в Вологодской - 380, в Ставропольском крае - 290. Думаю, заметил Сажинов, нам тоже нужно идти на увеличение количества муниципальных образований.

А самую большую озабоченность у председателя облдумы вызывает внесенный Правительством в Госдуму и уже принятый в первом чтении федеральный закон, который разграничивает полномочия различных уровней власти в решении социальных проблем. Его окончательное принятие повлечет внесение изменений в 155 действующих сегодня нормативных актов (в т. ч. и таких, как закон "О северах"). Потребуется и кардинальная переработка местного законодательства. Так, нашей областной думе придется внести изменения и принять около 70 новых законов (для сравнения - за первое полугодие 2004 года дума приняла 35 законов, которые уже вступили в силу. - П. Б.). Причем большинство надо принять до 1 января 2005 года.

Чтобы успеть это сделать, считает Павел Сажинов, надо активнее привлекать к работе органы исполнительной власти, которые, к сожалению, не учитывают всей остроты могущих возникнуть проблем. И прежде всего это касается Минэкономразвития, на которое возложена координация осуществления административной реформы:

- "Сверху", из центра, требуются какие-то модельные законы. Наверное, не нужно изобретать велосипед в каждом субъекте РФ. Вполне можно тиражировать модельные законы. Реформу провозгласили, а практической помощи регионам нет.

Весьма резко высказался Павел Сажинов об одном из аспектов пакета из 155 социальных законов:

- По согласованию с руководителями законодательных органов северных регионов мы вносим Президенту, Правительству и Госдуме предложение сохранить основную концепцию закона "о северах", который претерпевает серьезные изменения. Концепция полностью меняется - не будет государственных гарантий и компенсаций, все передается "вниз", на разные уровни власти. То есть каждая деревня будет сама устанавливать размер районного коэффициента и "полярок". Конечно, это глупость огромная, несусветная.

Записал Петр БОЛЫЧЕВ.