"Правительству все же удастся протащить этот закон. Вопрос лишь в том, с какими потерями для северян, что нам удастся отстоять". Так чуть меньше месяца назад депутат Госдумы от Мурманской области Игорь Чернышенко высказался о перспективах законопроекта, прописывающего замену льгот россиян на денежные компенсации. Что ж, Игорь Константинович оказался провидцем: Госдума вчера приняла закон в окончательном третьем чтении. Сам депутат в это время находился не в Москве, а в Мурманске - давал пресс-конференцию для местных СМИ о плюсах и минусах нового закона.

Но сначала Чернышенко объяснил причину своего прогула:

- Когда этот закон рассматривался в первом чтении, я голосовал против, хотя мне достаточно трудно было принять это решение. Во втором, откровенно говоря, просто не голосовал. А сегодняшнее, третье, уже ничего не решает - идет просто юридическая и техническая правка. Я оставил доверенность нажать за меня кнопку "за" при определенных условиях: если поправки, принципиальные для меня, войдут в окончательный текст закона. Уследить за этим во время второго чтения было очень трудно: в законе 766 страниц, вносилось 5600 поправок, принятыми оказались где-то 1100-1200 из них.

После чего депутат перечислил наиболее важные позиции, которые удалось "отбить" у Правительства.

Во-первых, это льготы для северян и сам закон "о северах". По словам Чернышенко, последняя встреча депутатов с представителями Правительства по этой теме закончилась в 11 часов вечера накануне рассмотрения Госдумой "льготного" закона во втором чтении:

- Мы добились того, что было сохранено понятие государственных гарантий северянам. Еще - и тоже в последнюю минуту - восстановлено принципиальнейшее положение о том, что районные коэффициенты и полярные надбавки не могут отдаваться на откуп регионам, а будут устанавливаться централизованно. Их размер с 1 января 2005 года не может быть меньше ныне существующего. Более того - власти субъектов РФ и муниципалитетов вправе самостоятельно увеличивать у себя размер коэффициента, конечно, если на это есть средства.

К числу депутатских побед Игорь Константинович отнес отбитые попытки Правительства урезать отпуска северян на 5-7 дней и оплачивать проезд неработающих пенсионеров раз в три года (оставлен нынешний порядок - раз в два года, к тому же центр пообещал установить четкий порядок выплат этих денег, которые сейчас приходится выбивать через суд, как это происходит сейчас).

Среди остальных депутатских завоеваний - введение социального пакета, индексация компенсационных выплат (раз в год, если инфляция будет больше 6 процентов), сохранения понятия "минимальный размер оплаты труда", государственных детских пособий (Правительство опять хотело отдать их на откуп регионам).

- В целом процентов на 40 по сравнению с первым чтением закон ушел "в плюс", - считает Чернышенко.

Естественный для любого северянина вопрос - будут ли льготникам Заполярья на компенсационные выплаты накручивать районный коэффициент? - понимания у членов Правительства не нашел. Сначала они долго сопротивлялись, а потом - когда до второго чтения осталось два дня - сказали: "Мы готовы ваш вопрос изучать, но дайте нам размер затрат по всем северным регионам". За полтора дня только 7 из 30 северных субъектов РФ успели прислать данные по этому запросу, тогда представители Правительства возмутились: "Это несерьезный разговор. Требуете того, чего сами не знаете..." Этот хитрый приемчик Игорь Константинович охарактеризовал так: "Государство у нас очень... не скажу "умное"... очень своеобразное".

К нерешенным проблемам Чернышенко отнес и тот очевидный факт, что будущие денежные выплаты неадекватны той сумме, на которую тянут нынешние льготы.

Очень сложно пока просматривается, считает депутат, насколько этот закон учитывает интересы военных пенсионеров и военнослужащих.

Ну а самая главная проблема это, конечно, финансовое обеспечение выполнения данного закона. Хватит ли на всех денег? Ведь официально говорят о 30 миллионах льготников в России. Да, федеральный центр берет на себя обеспечение 13 категорий их, на эти цели в 2005 году обещает выделить 171 миллиард рублей (теперь уже говорят о 200 миллиардах). А вот субъектам РФ остаются ветераны труда, труженики тыла и репрессированные (за эту категорию пока Москва и регионы отвечают вместе) - их в Мурманской области 140 тысяч человек. Каждому в месяц положено выплатить 600 рублей (поговаривают и о 900, и о 1000 рублей). Вот и представьте, какая дополнительная нагрузка ложится на областной бюджет!

Будут ли у регионов реальные (а не на бумаге) деньги, чтобы платить за тепло, содержать школы, больницы, дороги, а теперь еще и выплачивать компенсации льготникам? Это, по мнению Игоря Константиновича, вопрос вопросов. Да, Москва обещает сформировать некий фонд финансовой поддержки регионов, из которого каждый субъект РФ сможет получить определенную сумму денег. Но что это значит? Центр опять будет держать региона "за горло", чтобы губернаторы, депутаты ходили-просили-настаивали...

Вот по всем этим причинам, подвел итог Игорь Чернышенко, и складывается такое сложное восприятие нового закона, связанное, в основном, с набором тех проблем, которые остаются нерешенными.

Петр БОЛЫЧЕВ