Закон о бюджете многие считают самым важным из тех, что региональные парламенты принимают в течение года. В свое время радикальные реформаторы даже предлагали созывать законодательные собрания субъектов Федерации всего лишь дважды в год: первый раз - чтобы принять сам закон о бюджете, второй - чтобы внести в него необходимые коррективы.

Законопроект об областном бюджете на 2005 год внесен губернатором в думу совсем недавно - с задержкой сроков, предусмотренных законом о бюджетном процессе. Вызвано это было объективными причинами: пока губернатор с командой по рублю "выгрызали" в Москве дополнительные средства на проведение монетизации льгот, верстать главный финансовый документ не имело смысла.

А теперь (когда наступила ясность) депутатам и чиновникам областного правительства приходится работать в режиме "скорой помощи": чтобы успеть до Нового года, думе предстоит провести три заседания - для рассмотрения бюджета в трех чтениях. А перед каждым из них должны состояться заседания профильных комитетов.

Так, в четверг и пятницу прошли заседания пяти из шести комитетов. И на всех основным вопросом был законопроект о бюджете.

Предмет первого чтения - концепция закона, то есть основные параметры. Их три - величина доходной и расходной части, размер дефицита. Планируемые на следующий год доходы 11691,7 миллиона рублей (на 4 миллиарда больше, чем в нынешнем году), расходы - 11952,7 миллиона, дефицит - 261 миллион, или 2,7 процента (значительно ниже, чем в прежние годы).

Формально депутаты могли лишь обсуждать эти цифры, соглашаться или не соглашаться на правительственный вариант. А перекидывать суммы из одной статьи в другую, урезать финансирование одному муниципальному образованию или предприятию и добавлять другому - занятие для второго чтения.

Но депутаты не были бы депутатами, если бы не начали "прощупывать" готовность правительства к компромиссу еще в начале пути. Владимир Ахрамейко, например, на заседаниях аж трех комитетов обращался к коллегам и представляющим губернатора чиновникам с просьбой-требованием добавить областной больнице 40 миллионов (на ремонт одного из корпусов и приобретение оборудования). Он даже предложил увеличить для этого дефицит бюджета на полпроцента, что фактически потребовало бы от губернатора внесения нового варианта законопроекта. Подобного рода предложения (об увеличении финансирования того или иного объекта) озвучили и другие депутаты.

На завершавшем подготовительную работу заседании комитета по бюджету, финансам и налогам на эту "разведку боем" ответил руководитель областного департамента финансов Владимир Мотлохов. По его словам, перед бюджетом в 2005 году стоят две главные задачи: обеспечить 20-процентное повышение зарплаты бюджетников и выплаты по монетизации льгот. Цели "второй очереди": выправить ситуацию с финансированием здравоохранения и образования.

Конечно, признал Владимир Мотлохов, денег меньше, чем хотелось бы и нужно на решение всех задач, но увеличить размер дефицита - нельзя. Ведь реальный дефицит составит не 261 миллион рублей, а на 200 миллионов больше. Именно столько "весит" ранее выпущенный областью заем, который надо погасить в 2005 году. А выпускать новый заем для погашения старого невыгодно: обслуживание займов сейчас обходится в 16 процентов, а банковские кредиты - в 12,5. Да и вообще это не очень разумно - брать в долг и "проедать на текущие нужды".

В то же время, признал Владимир Николаевич, представленный депутатам проект обладает некоторой "гибкостью". То есть при дальнейшей согласованной работе почти наверняка вскроются некие резервы: для удовлетворения запросов муниципалитетов и представляющих их интересы депутатов.

На этом прощупывание позиций друг друга закончилось, и комитет по бюджету, финансам и налогам единогласно рекомендовал думе на ближайшем заседании 7 декабря принять законопроект о бюджете-2005 в первом чтении.

Петр БОЛЫЧЕВ